altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Джон Лассетер. Исскуство бросает вызов новым технологиям

Мастера короткометражной анимации, выпуск №74

Джон Лассетер - своеобразная творческая реинкарнация Уолта Диснея: в их судьбах много параллелей, кроме того в судьбе лично Лассетера постоянно присутствует "фантом" великого мультипликатора. То, что делает Лассетер - логичное продолжение диснеевских достижений. Все мы знаем, какова главная заслуга Джона - это создание нового направления в популярной анимации, а именно компьютерной 3D-анимации, которая к сегодняшнему дню завоевала мир. В свое время и Уолт Дисней сделал то же самое: произвел революцию в сфере популярной анимации, сделав ее зрелищной, качественной с художественной точки зрения и коммерчески успешной. И будущая революция Лассетера и его сподвижников (не без помощи Стива Джобса) состоялась именно на диснеевской идеологической базе.



В биографии Джона Лассетера очень много ниточек идет к Диснею. Начнем с того, что юный Джон решил стать аниматором после прочтения книги "The Art of Animation", в которой излагалась история Диснея и рассказывалось о создании диснеевского мультфильма "Спящая красавица" (1959). Окончательное решение Джона относительно будущей профессии созрело после просмотра м/ф "Меч в камне" (1963). Начав обучение в христианском Университете Пеппердайна в Калифорнии, Джон узнал о новых аниматорских курсах в Калифорнийском институте искусств, одним из основателей которого был Уолт Дисней, а преподавали там его легендарные сподвижники. Так Лассетер поменял свое место обучения.



Во время обучения Джон подрабатывал в Диснейленде, обслуживая аттракционы, а после выпуска был немедленно принят на работу на студию Диснея. Это был 1979 году. В то время диснеевская мультипликация испытывала кризис, для дальнейшего развития индустрии требовалось что-то новое. Некоторые специалисты смотрели в сторону компьютерной графики, а в 1982 году игровой фильм "Трон", созданный на студии Диснея, показал перспективность компьютерного способа создания киноизображения. Параллельно и Джон Лассетер экспериментировал с компьютерным изображением, совмещая его с традиционным рисованным. Лассетер затеял проект - мультфильм "Маленький отважный тостер" (по книге Томаса Диша), в котором задний план должен быть "компьютерным". Однако боссы студии не поверили молодому таланту и положили проект "в стол", а Лассетер был уволен. Вот так, парадоксальным образом диснеевская корпорация упустила возможность войти в историю. А так всё красиво начиналось... Студия просто морально не была готова к "компьютерной революции", многие ее сотрудники боялись, что компьютеры заберут их рабочие места. Они не понимали, что компьютер - это не робот-аниматор, а всего лишь эффективный инструмент. Подробнее о периоде Лассетера на диснеевской студии и о дальнейших событиях вы можете узнать из документального фильма "История Пиксара".

Вернемся на несколько лет назад и посмотрим на студенческие работы Джона Лассетера, выполненные карандашом. Название первой работы - комедийной зарисовки "Lady and the lamp" (Леди и лампа, 1978) - опять же имеет диснеевскую отсылку (мультфильм Lady and the Tramp - Леди и Бродяга). С самого начала Лассетер придерживался 12 принципов анимации, сформулированных диснеевскими аниматорами. "Леди и лампа", да и все остальные мультфильмы Лассетера и будущего Пиксара - это диснеевщина и ее логическое развитие на основе новых технологий.



Вторая студенческая короткометражка - "Ночь кошмаров" (1979). Посмотрев ее, вы поймете откуда растут ноги у "Корпорации монстров".



После увольнения из Walt Disney Animation Studios Джон Лассетер сотрудничает со студией "Лукасфильм", где, понятное дело, более уважительно относились к компьютерным технологиям. На Lucasfilm было подразделение Computer Graphics Group, создававшее компьютерные спецэффекты для "Звездных войн" и других фильмов. Дело шло к созданию полноценных 3D-мультфильмов, но всё это было очень дорого... Многое зависело от проекта "Приключения Андре и Пчёлки Уолли" (1984) - мультфильма, демонстрирующего тогдашние технологии создания компьютерной анимации. Джон Лассетер был одним из создателей этого мультика, который в наше время смотрится очень наивно. В нем почти нет сюжета, мало динамики, а уровень 3D вызывает снисходительную улыбку. Что не помешало мультику войти в историю компьютерной анимации.



Потом на исторической арене появляется Стив Джобс, купивший у Лукаса подразделение Computer Graphics Group. Старая-новая студия получила название Pixar. Пиксаровские аниматоры во главе с Джоном Лассетером получили всё необходимое для обкатки новых анимационных технологий. В этот исторический момент можно сказать, что искусство анимации бросает вызов новым компьютерным технологиям. Достоин ли компьютер стать главным инструментом аниматора? Где границы возможностей компьютера? Принесет ли эта авантюра коммерческий успех? Получить хотя бы приблизительные ответы на эти вопросы позволят "первые ласточки" Пиксара - несколько короткометражек, режиссером которых является Джон Лассетер. Первая - и самая известная - это "Люксо-младший" (1986) про необычную семейку: отец-лампа и сын-лампа. Здесь проявляется главная страсть Лассетера-аниматора - оживление вещей, которые окружают нас в повседневной жизни. Как мы помним, ожившие лампы были и в первой студенческой работе Джона. Кстати, персонаж Люксо стал символом студии/



Далее были "Звезда цирка" (1987), "Оловянная игрушка" (1988) и "Безделушка" (1989). Первые пиксаровские короткометражки показывают, что с помощью компьютера можно создавать зрелищные и реалистичные мультфильмы, уходящие по этим показателям далеко вперед от традиционной анимации. "Оловянная игрушка" (Tin Toy) стала первым "компьютерным" мультфильмом, награжденным премией "Оскар" в соответствующей номинации. Позже из Tin Toy вырастет "История игрушек", совершившая прорыв в популярной полнометражной анимации.


1987 - Звезда цирка


1988 - Оловянная игрушка


1989 - Безделушка

Далее начинается эпоха пиксаровских полнометражных мультфильмов, но и короткометражки на этой студии регулярно выходят и имеют успех. После "Оловянной игрушки" еще три мультика получили по Оскару. Джон Лассетер во всех проектах Pixar выступает в качестве продюссера, кроме того он срежиссировал несколько короткометражек из франшизы "Тачки".


2006 - Мэтр и Призрачный Свет

Короткометражные мультфильмы Джона Лассетера не отличаются художественным богатством и высоким (по современным меркам) качеством 3D-изображения, ведь у них была другая цель - демонстрация текущих возможностей компьютерных программ для их дальнейшего внедрения в анимационную индустрию. Свою историческую роль короткометражки Лассетера выполнили, а дальше уже начинается другая история.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments