altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Раса Страутмане. Встречайте маму

Мастера короткометражной анимации, выпуск №73

К сожалению, история советской анимации еще не избавилась от темных пятен: на каждого крупного мастера мультипликации приходится несколько "нераскрученных" творцов, о которых почти ничего не известно. Вот, например, Раса Страутмане - за 25 лет она успела создать более 30 мультфильмов. Удивительная производительность! Конечно, примерно половина - проходные работы, которые, впрочем, будут еще долго иметь свою аудиторию. Есть у нее достаточно много хороших работ и как минимум два шедевра. Но вот мы открываем биографию и видим... пару строчек. Так пишут на солдатских могилах: родился такого-то числа, умер такого-то. И всё. Ни фотографии, ни подробностей. На данный момент в доступных источниках вы не найдете никаких ярких фактов из жизни Расы Страутмане.

Известно, что Раса Артуровна Страутмане обучилась во ВГИКе на режиссера документального кино. Почему она решила заняться анимацией и как попала на Союзмультфильм? Вопросы, вопросы... Во время изучения ее работ бросается в глаза не только ее высокая творческая плодовитость (при таком-то количестве выпущенных мультфильмов могли бы и книгу про нее написать), но и способность работать с любыми анимационными техниками. В фильмографии Страутмане присутствуют мультфильмы, охватывающие все основные для советской анимации техники: рисованная и кукольная анимация, а также перекладки. Неслучайно два главных, на мой взгляд, шедевра Расы Страутмане представляют первые две техники, но про них чуть позже.

Анализируя творчество Расы Страутмане, я легко могу обозначить основную тему - это тема материнства или, в более широком смысле, тема родительства. Радует, что Раса Артуровна изображает и утверждает семейные ценности не в голливудском ключе, чрезмерно сентиментальном и пафосном, а в простом житейском, реалистичном ключе. Иногда это у нее получается забавно, иногда грустно. Раса Страутмане не превращает семейные ценности в идеологию или догму (мол, семья - основа мироздания). Ее посыл простой, приятный и предельно понятный: "Я не знаю, какой будет мир через 100 или 200 лет, - как будто говорит нам Раса Страутмане, - но я уверена, что человеку в любую эпоху нужна поддержка близкого человека. И так уж природой устроено, что самый близкий человек для нас - это всегда мама".

Тема материнства часто появляется в мультфильмах Страутмане в качестве второстепенной, фоновой - когда персонаж переживает свои приключения, зная, что "в тылу" у него есть надежная опора в лице мамы. Таковы детские мультики про медвежат "Медвежонок на дороге" (1965), "Как мы весну делали" (1971), про кузнечика ("Зеленый кузнечик", 1972), "Гора динозавров" (1967) - про детей-динозавриков. Это всё мультики для дошкольников - мультики хоть и не самые яркие, но правильные - в том смысле, что, с одной стороны, открывают для малыша мир приключений, с другой стороны, аккуратно "привязывают" его к родительскому дому, ради его же детской безопасности.


1965 - Медвежонок на дороге


1971 - Как мы весну делали


1972 - Зеленый кузнечик


1967 - Гора динозавров

Раса Страутмане не забывает и про отцов. Один из самых известных ее мультфильмов - "Осьминожки" (1976) - рассказывает об осьминожьей семье, в которой папа-осьминог вечно попадает в комичные ситуации, пытаясь различить своих детей. Несмотря на то, что отцы здесь выходят на первый план, подразумевается, что мама всё равно важнее, ведь только она способна различить детей и привести в порядок семейный быт. А нелепый папаша получает свой звездный час, только лишь когда мама "на работе".



В "Северной сказке" (по мотивам фольклора народа Севера) Раса Страутмане походит к теме материнства с трагической стороны. Это история о том, как мама заболела, а дети, увлеченные своими играми, недооценивают серьезность ее болезни. Мультик учит зрителя-ребенка уважать свою маму и помогать ей при необходимости. Мол, ты можешь играть сколько хочешь, но не забывай о том, что однажды маме потребуется твоя помощь. "Северная сказка" - нетипичный для советской анимации мультфильм по той причине, что он имеет ярко выраженный трагический финал. При это не слезливо сентиментальный или грубо реалистичный. Раса Страутмане нашла деликатный, красивый образ (мать превращается в птицу и улетает на небо), чтобы изобразить трагическое событие.



Два мультфильма Раса Страутмане посвятила бабушкам. Ведь бабушка - это тоже мать. Если м/ф "Завтра - день рождения бабушки" (1975) ничего особенного собой не представляет - ни содержательно, ни технически (хотя ребенку вполне можно его показать), то "Встречайте бабушку" (1984) - один из двух шедевров Страутмане. "Встречайте бабушку" - кукольный мультфильм про типичную советскую семью ("папа, мама, я"), в которой не всё в порядке. Каждый живет своей жизнью: папа смотрит хоккей, мама болтает по телефону с подружкой, сын страдает от недостатка внимания. И вот внезапно приезжает бабушка, сначала "волшебная" (эдакая советская фея), потом реальная. Семья обретает гармонию.



Гениальность мультфильма заключается в том, что он не только зрелищный, приятный, юморной, но и адекватный с точки зрения показа зрителю-ребенку семейных проблем. Мы не видим скандалов и разборок, при этом великолепно переданы скрытое напряжение и отчужденность родителей. Раса Страутмане не идеализирует советскую семью, а деликатно и с иронией обозначает ее типичные проблемы. Мудрая и не потерявшая молодого задора бабушка выступает здесь в роли объединяющего и гармонизирующего начала. Может показаться, что в мультике проблема решается чудесным образом, но на то он и мультик, причем детский. Да, это чудесная сказка, но она учит, что в реальной жизни доброта и мудрость могут спасти любую семью, находящуюся в состоянии дефолта, как выражаются современные психологи.



Второй шедевр Расы Страутмане не относится к семейным ценностям, но касается другой важной темы в ее творчестве - ребенок познает мир. Мультик называется "ДоРеМи" (1986), он отличается гениальным сочетанием музыки и изображения. Работа Страутмане напоминает визуализаторские эксперименты Оскара Фишингера, который пытался почувствовать и изобразить связь между геометрическими формами и музыкальным звучанием. Фильмы Фишингера сейчас интересны только специалистам, а Раса Страутмане похожий принцип визуализации музыки вывела на зрелищный и познавательный уровень. Страутмане использует минималистичное изображение, в котором преобладают геометрические формы (круги, линии, спирали, трапеции), увлекательно взаимодействующие с музыкальной структурой. Поэт Генрих Сапгир сочинил остроумные и запоминающиеся стишки про ноты, Александр Раскатов написал замечательную музыку, актер Олег Анофриев всё это спел - от "до" до "си". Цепляющий мультик, оторваться невозможно!



***
Раса Страутмане создала еще полтора десятка мультиков разной степени интересности, но если о каждом рассказывать, это затянется надолго. Закончить заметку можно строчкой из "Энциклопедии отечественной мультипликации" Сергея Капкова: "В начале 1990-х годов уехала в Латвию, где занималась документальными кинопроектами". Таким образом, после распада Советского Союза следы Расы Страутмане теряются в Латвии, что неудивительно: о латышском происхождении Расы Артуровны можно догадаться по ее фамилии. Подробностей о ее дальнейшей жизни, к сожалению, найти не удалось. Только дата смерти...

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments