altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Райнер Вернер Фассбиндер. Часть 2: десять фильмов о безумии

Безумие - одна из ключевых тем фассбиндеровских фильмов, о которой стоит поговорить отдельно. Изучив биографию режиссера и посмотрев все его фильмы, я для себя выдвинул гипотезу. Как известно, сценарии к большинству своих фильмов Р.В.Ф. придумывал сам, то есть все действующие лица - это олицетворения жизненного опыта автора. Мне кажется, неслучайно, что так часто его герои имеют суицидальные наклонности, сходят с ума, впадают в приступы одержимости, в глубокие депрессии. Возможно, таким образом издеваясь над персонажами, Райнер Вернер избавлялся от собственных страхов, маний, комплексов, коих в нем было предостаточно.

Фассбиндер умер в возрасте 37 лет, но мог уйти из жизни наверняка не один раз еще раньше - по разным причинам. Но убивая в себе бесов посредством кинотворчества, режиссер чуть-чуть продлевал себе жизнь. Вспоминаются строки Владимира Высоцкого: "И дожить не успел, мне допеть не успеть". Работая в невероятном темпе, снимая 2-3 фильма в год, Райнер Вернер как бы подсознательно стремился "допеть" как можно больше "куплетов", чтобы "успеть дожить". Если у Высоцкого более поэтичный образ - "напоить коней", то есть насытить как можно больше людей своим творчеством, то у Фассбиндера всё гораздо злее и жестче - убить как можно больше бесов в себе посредством кинотворчества. Эта десятка фильмов показывает, как изощренно режиссер расправлялся с собственными пороками.

1.Почему рехнулся господин Р.? (1970)
Пациент: Господин Р. (Р., видимо, означает Рааб - такова фамилия актера, а в ранних фильмах Р.В.Ф. имена актеров и их героев совпадали) - таких сейчас называют "офисным работником". Служащий, среднестатистический представитель немецкого среднего класса. Примерный семьянин, жена, сын.
Диагноз: внезапная вспышка агрессии
История болезни: эта агрессия накапливалась в герое с годами рутинной, запрограммированной жизни. Фассбиндер показывает, как система медленно и планомерно убивает в человеке личность, высасывая из него природную человеческую страсть, жажду жизни.
Результат: убийство нескольких человек и самоубийство.
Психотерапевтический эффект для режиссера: Райнер Вернер никогда не жил и не мог жить в гармонии с "системой" - он никогда не был ни примерным семьянином, ни прилежным служащим. Расправившись с Господином Р., режиссер убил в себе конформиста, открыв для себя полную свободу для самореализации.

Почему рехнулся господин Р.jpg

2.Уайти (1971)
Пациенты: 19-й век, Американский Запад, семья Николсонов.
Диагноз: отец - тиран и садист, старший сын - Франк - извращенец, младший - Дэви - слабоумный.
История болезни: эта семейка - словно олицетворение всех человеческих пороков. Даже гримм для актеров сделан так, чтобы вызывать у зрителя к персонажам наибольшее отвращение. Единственный, кто выделяется в этой компании своей силой тела и духа - слуга Уайти, по иронии режиссера - негр и внебрачный сын Николсона.
Результат: все трое пациентов обречены на жестокую смерть, которая и настигает их в лице Уайти. Уайти, по Фассбиндеру, вовсе не преступник в привычном понимании этого слова, а своего рода "санитар леса", избавляющий природу от слабых и несовершенных особей.
Психотерапевтический эффект для режиссера: судя по этому фильму, Фассбиндер просто ненавидел такие качества, как человеческая слабость, низость, пошлость - особенно та пошлость, которую в наше время мы часто видим в т.н. "гламуре". Режиссер однозначно дал понять, что, несмотря на свои некоторые склонности, никогда не опустится до столь низкого - "животного" - уровная, как семья Николсонов.

Уайти.jpg

3.Торговец четырех времен года (1972)
Пациент: Ханс Эпп, вернувшись с войны, создал свой бизнес и добился успеха честным трудом.
Диагноз: глубокое внутреннее одиночество, неудовлетворенная потребность в душевном общении.
История болезни: Ханс Эпп - очередная жертва системы. Это человек благородных качеств, хотя они у него на лице не написаны. Первое впечатление о нем - обычный такой мужичок. В том-то и подвох: за внешностью обывателя кроется человек, остро чувствущий мир, людей и себя. Неудивительно, что он не встречает понимания у самых близких людей - у матери, у жены. По сути, это конфликт индивидуальности и коллективного мировоприятия. Единственная, кто пытается установить с ним эмоциональный контакт - сестра Анна. Очень символично, что ее играет Ханна Шигулла - олицетворение совести во многих фассбиндеровских фильмах, более того - "духовная сестра" самого режиссера.
Результат: смерть от злоупотребления алкоголем, фактически - самоубийство, т.к. Ханс знал о смертельном для себя вреде спиртного.
Психотерапевтический эффект для режиссера: в Хансе Эппе Фассбиндер показал самого себя и свои муки одиночества и непонимания окружающийх. И именно исход жизни Ханса был очень вероятен для самого Райнера Вернера. Но убив себя в фильме, он уберег себя от этого в реальной жизни. На какое-то время.

Продавец Четырех Времен Года.jpg

4.Марта (1974)
Пациенты: Марта, "старая дева", встретившая, как ей казалось, мужчину своей мечты - Хельмута.
Диагноз: Хельмут - хоть и богат, но вовсе не принц - скорее, безумный тиран. Марта - "добровольная жертва", обрекающая себя на унижения от мужа. По сути, мазохизм.
История болезни: у Фассбиндера уже был показан тип "добровольной жертвы" - служанка Марлен в "Петре фон Кант". Если Марлен получает независимость, то Марта, имея возможность построить свою жизнь лучшим образом, предпочитает пассивный подход: пускай будет как будет. Даже ситуация на грани жизни и смерти не способна "промыть мозги" женщине.
Результат: добровольное заточение в "тюрьме" замужества.
Психотерапевтический эффект для режиссера: "Марта" - это расправа режиссера над инфантильным мазохизмом и призыв к зрителю творить свою жизнь - самостоятельно и не под влиянием моральных норм. То есть жить так, как хочет твоя сущность, а не так, "как надо", как требует система. В последнем случае человека ждет нечто хуже, чем смерть - пожизненное заключение в брачных оковах. Здесь видно, насколько всё это было чуждо Райнеру Вернеру.

Марта.jpg

5.Страх перед страхом (1975)
Пациент: Маргот Штаудте, жена и мать, представительница среднего класса.
Диагноз: депрессия от страха сойти с ума.
История болезни: снова мы видим, как рутинный образ жизни сводит человека с ума. Вроде бы, есть всё для счастливой беспечной жизни, но... чего-то не хватает. Но чего именно - непонятно. Маргот пытается найти недостающий компонент своей жизни во внесемейных связях, в странных увлечениях, но безуспешно.
Результат: курс лечения в клинике, регулярное наблюдение психиатра.
Психотерапевтический эффект для режиссера: здесь режиссер не расправляется ни с какими пороками, скорее - закрепляет пройденное: среднестатистическая жизнь среднестатистического немца - путь если не в петлю, то в психушку.

Страх перед страхом.jpg

6.Я хочу только, чтобы вы меня любили (1976)
Пациент: Петер, молодой человек, пытающийся выстроить свою общественную и семейную жизнь.
Диагноз: вспышка агрессии
История болезни: Петер - это более глубокий и трагический вариант Господина Р. С точки зрения психологии, их проблемы одинаковы - это накопившаяся эмоциональная неудовлетворенность, только у Петера она роковым образом усугубляется чисто бытовыми трудностями. Нескончаемые заботы о материальном достатке (деньги требуются то здесь, то там) буквально сводят его с ума на один короткий момент.
Результат: убийство, тюрьма.
Психотерапевтический эффект для режиссера: возможно, Райнер Вернер и сам когда-то переживал трудности материального и бытового характера. Возможно, сам в молодости про себя мечтал прикончить какого-нибудь богача и прибрать себе его состояние. Что-то типа синдрома Родиона Раскольникова. Понятно, что в порыве отчаяние люди могут вообразить себе всё, что угодно. Но Фассбиндер показывает, что, будучи в отчаянии, человек может не только вообразить, но и совершить поступок. И где эта грань между эмоциональным порывом и действием? Сколько раз режиссеру, с очень импульсивным характером, удавалось не перешагнуть эту грань? При том, что как будто сама реальность подталкивает тебя к страшному...

Я хочу только, чтобы вы меня любили.jpg

7.Сатанинское отродье (1976)
Пациент: писатель Вальтер Кранц
Диагноз: раздвоение личности и мания величия
История болезни: Вальтер - писатель-графоман, судя по всему, бездарный, но имеющий своих поклонников благодаря безумным поступкам. Не добившись широкого признания, он идет другим путем - пытается чуть ли не насильно навязать свое творчество разным людям. Более того, отождествляет себя со Штефаном Георге - реально существовавшем немецком поэте на рубеже 19-20 веков. Тот тоже был склонен к эпатажности и к мании величия. Действительно, вот уж оба - сатанинские отродья.
Результат: литературный успех
Психотерапевтический эффект для режиссера: "Сатанинское отродье" - это абсурдная комедия о том, до чего может довести человека жажда славы и власти. У Фассбиндера и Кранца общее то, что оба - художники, оба - взрывные, причем, способные найти себе таких же сумасшедших почитателей в любом месте и в любое время. Но Райнер Вернер не может себе позволить скатиться до уровня попсово-эпатажного художника, любящего деньги и власть больше, чем некие высокие идеалы. Важно, что режиссер не убивает Кранца и не доводит его до психушки, наоборот, по сюжету, он имеет успех. Тем самым автор словно показывает, насколько плох вкус у публики. Интересно, что в тени Вальтера остается еще один псих - слабоумный Эрнст Кранц (нижний скриншот), то ли брат, то ли племянник главного героя. Этот в классическом понимании психически больной человек кажется даже немного нормальнее своего родственника. Здесь можно увидеть злой намек режиссера: лучше быть клиническим кретином, чем имеющим успех графоманом.

Сатанинское отродье.jpg

8.В год тринадцати лун (1978)
Пациент: Эльвира (Эрвин), транссексуал
Диагноз: депрессия вследствие отчужденности от мира и самого себя
История болезни: в лице Эльвиры Фассбиндер трансформирует тип "жертвы системы" в тип "жертва самого себя". Где-то с середины 70-х Райнер Вернер отказывается от злой социальной сатиры и критики устоев. Это пройденный этап. Теперь режиссер пытается заглянуть глубже и показать, как происходит саморазрушение человека без чьего-либо воздействия со стороны. Причина глубокого внутреннего конфликта героя якобы в том, что на дворе особенный мистический 1978 год, и трагический исход как будто предопределен судьбой.
Результат: смерть - возможно самоубийство. А скорее всего - просто смерть, ни от чего.
Психотерапевтический эффект для режиссера: психолог увидит в мироотношении Эрвина-Эльвиры глубокую обиду на мир, который якобы не принимает ее/его истинную сущность. Однако мы видим, что близкие люди, наоборот, оказывают поддержку и заботу. В какой-то степени такой противоречивой личностью был сам Фассбиндер, и Эрвин - его двойник, отражающий, возможно, один из самых главных комплексов своего автора - глубокое ощущение отчужденности от мира людей. Это был тот период, когда прошли злоба и агрессия, кулаки расжались и хулиганистая усмешка сошла с лица. Появилось новое ощущение - бессильного отчаяния, когда и плакать хочется, и не плачется... В общем, посмотрите на Фассбиндера в киноальманахе "Германия осенью", снятого в том же году.

В год тринадцати лун.jpg

9.Отчаяние (1978)
Пациент: Герман, русский эмигрант в Берлине, предприниматель
Диагноз: раздвоение личности, потеря самоидентификации
История болезни: на этот раз главный герой - "жертва эпохи". Объективных причин для его безумия мы не видим, разве что - желание обогатиться любыми способами. Но на причину болезни это желание не тянет. "Отчаяние" - история не столько об одном человеке, сколько об эпохе западного мира 30-х годов, его атмосфере и маниакальных идеях, витавших в воздухе.
Результат: убийство, арест.
Психотерапевтический эффект для режиссера: "Отчаяние" - единственный из этой десятки фильмов, в написании сценария которого не участвовал Фассбиндер, потому главный герой, вероятно, не имеет ничего общего с характером режиссера. Здесь важно другое: Райнера Вернера притягивала та междувоенная эпоха со своим специфическим мироощущением, когда люди словно сходили с ума от мирной жизни и непривычного морального спокойствия. Возможно, именно в тех давних историях Райнер Вернер Фассбиндер находил ответы на свои внутренние и скрытые от нас, зрителей, вопросы...

Отчаяние.jpg

10.Тоска Вероники Фосс (1982)
Пациент: киноактриса Вероника Фосс
Диагноз: шизофрения
История болезни: Вероника, как и Герман, - "жертва эпохи" тех же 30-х годов. Но безумие женщины оказывается более патологичным: потеря связи с реальным миром чувствуется в ее взгляде, в жестах, манерах, что не мешает ей вести себя адекватно. Но ясно одно: ее личность безвозвратно разрушена - под воздействием наркотических препаратов. И если предыдущие фассбиндеровские "безумцы" имели хотя бы теоретический шанс на нормальную жизнь, то в случае с Вероникой очевидна абсолютная безнадега. Разные мудрецы говорят, что любовь способна преобразить человека, но Фассбиндер, видимо, в это не верит.
Психотерапевтический эффект для режиссера: критики проводят прямую вязь между образом Вероники Фосс и режиссером, который умер в том же 82-м году при похожих обстоятельствах, что и героиня. Тогда получается, что данный фильм - последняя попытка Райнера Вернера зафиксировать свое психологическое состояние, но уже без надежды на лучший исход. Что чувствовал режиссер, придумывая образ этой женщины, красивой и живой внешне, но мертвой внутренне, и воплощая его в кино, можно только предполагать...

Тоска Вероники Фосс.jpg
Tags: Р.В.Фассбиндер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments