altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Дон Херцфельдт. Вселенские угрозы для хрупких человечков

Мастера короткометражной анимации, выпуск №68

Поразительный творческий путь прошел этот американский аниматор - от минималистичных провокационных зарисовок до сложных философских мульт-трактатов - придерживаясь всегда одного и того же стиля изображения персонажей. Этот простейший принцип известен нам по поговорке "палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек". Усложняются технические приемы, больше деталей и красок приобретают фон и декорации, кроме того в последние годы Херцфельдт использует компьютерную графику - при всё этом прежними остаются обитатели его мульт-вселенной - забавные, хрупкие человечки, не выдерживающие ударов бытия, из-за чего комичные, на первый взгляд, работы Херцфельдта превращаются даже не в трагикомичные, а в по истине трагические произведения. Беззащитность человечков (с которыми мы, конечно же, ассоциируем самих себя) перед угрожающей вселенской силой - вот основной мотив анимации Херцфельдт, во время просмотра которой безудержный смех внезапно сменяется горькими рыданиями...



Королем независимой анимации в США называют Билла Плимптона, но сейчас у него есть серьезный конкурент в борьбе за этот статус. Дон Херцфельдт, многократный участник знаменитого фестиваля независимого кино Санденс, давно уже очень влиятельная фигура в американской инди-культуре, тогда как у нас он ассоциируется чаще всего с ранними экспрессивными мультиками, наполненными под завязку насилием, кровью, кишками и пр. Многие из них вы могли видеть на канале MTV в конце 90-х - начале 2000-х - например, про кролика, над которым аниматор вдоволь поиздевался. А в конце была финальная издевка: "Ни одного кролика во время съемок не пострадало".


1996 - Жанр

Снимать мультики Дон начал с 15 лет, используя VHS-камеру. Аниматор-самоучка Дон Херцфельдт сумел найти каналы для распространения своих ранних работ, созданных до и во время обучения в Калифорнийском университете (г. Санта-Барбара). Аниматорская карьера Херцфельдта сразу пошла в верном направлении и со временем авторитет независимого аниматора укрепляется всё сильнее. Но вернемся к ранним работам. Здесь ключевое место занимает сборник "Отвергнутое" (2000). Режиссер придумал легенду для этих мультфильмов - это якобы рекламные ролики, сделанные по заказу нескольких корпораций, но отвергнутые ими по понятным причинам (обилие насилия, неприятных сцен, провокационность). На самом деле, Херцфельдт никогда не снимал рекламные ролики и вообще не выполнял чьи-либо заказы.



Чуть раньше был еще мультик "Шарик Билли" (1998), подчеркивающий идею о том, насколько жалким и хрупким является существование людишек, если даже обычный воздушный шарик может погубить ребенка. В ранних работах Херцфельдта очень много черного юмора: ситуации, в которых мультяшное существо получает телесные повреждения на ровном месте или под влиянием неких непреодолимых сил, вызывают немного стыдливый смех. Скоро Дон Херцфельдт перерастет этот уровень и смех его будет сквозь слезы...


1998 - Шарик Билли

Осмыслять трагичные стороны человеческого существования Дон начал еще во время учебы в Университете. В "Лили и Джим" (1997) показываемся бессмысленность отношений между мужским и женским полом, разоблачается общепринятая система формирования романтических и семейных отношений. В любом случае каждый из нас обречен на внутреннее одиночество.



То, что делает Дон Херцфельдт, начиная с 2000 года, мне хочется сравнить с творчеством кинорежиссера Терренса Малика того же периода. На создание мультфильма у Дона уходит 2-3 года - достаточно большой срок для производства короткометражной анимации. Однако можно понять, на что у Херцфельдта уходит столько времени, а именно - на создание не только изображения, но и сложной структуры из философских идей и образов, связанных между собой на нескольких уровнях - от бытового житейского до вселенского. Похоже на то, что делает в последних фильмах Малик. Даже по изобразительному стилю между этими двумя художниками есть много общего: какой-нибудь кадр из фильма Херцфельдта можно легко принять за кадр из фильма Малика, только фирменные человечки выдают истинного автора. Вот несколько примеров "маликовских" кадров Херцфельдта.


2006 - Все будет Хорошо


2008 - Я так тобой горжусь


2012 - Какой замечательный день

Трилогия Херцфельдта "Все будет Хорошо" - "Я так тобой горжусь" - "Какой замечательный день" перекликается с условной трилогией Терренса Малика "Древо жизни" - "К чуду" - "Рыцарь кубков". Оба претендуют на формирование собственной концепции мироздания и оба используют в большей степени изобразительные приемы, нежели нарративные. Можно не принимать мизантропичность и ощущение обреченности Херцфельдта, но глубиной его работ, конечно, можно восхищаться.

Последняя на данный момент работа Дона Херцфельдта (и лучшая) - фантастическая трагикомедия "Мир Будущего" (2015), номинированная на Оскар и победившая на Сандэнсе. Это действительно выдающаяся работа, охватывающая идеи о единстве пространства и времени, позволяющая взглянуть на ничтожность нашего существования, так сказать, глазами Вселенной. Здесь Херцфельдт использует компьютерную графику, но это не дорогие спецэффекты, а сцены, как будто, нарисованные в Paint'е.







Сейчас Херцфельдту всего 40 лет, у него налажена эффективная система распространения фильмов и других работ (платный онлайн-просмотр и издание коллекционных DVD). В общем, с независимой анимацией в США всё в порядке, а конкретно у Херцфельдта шикарные перспективы в дальнейшей творческой деятельности.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments