altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Александр Горленко. Анимация по-чаплиновски

Мастера короткометражной анимации, выпуск №65

Вряд ли существует такое понятие - "чаплинская анимация", но если бы существовало, то оно было бы про Александра Михайловича Горленко, известного советского и российского аниматора. Чаплиновский дух появляется в первых же его мультфильмах для сборников "Веселая Карусель". Черепаха, которая не могла угадать с погодой, и крокодил, привязавшийся к птенцу - в чистом виде чаплинские типажи, только не в игровом кино, а в анимации. Эти и последующие комедийные мультики Горленко смешны не столько трюковыми сценками, сколько наивным и абсурдным взглядом на мир. То же самое мы можем сказать и о кинообразах великого комика. Кстати, Чарльз Спенсер Чаплин собственной персоной (или некто очень похожий на него) появляется в одном их мультфильмов Горленко.


Фото с сайта gorlenko.com.

Александр Горленко закончил художественную школу в Красноярске, а аниматором стал неожиданно - во время службы на Тихоокеанском флоте. Командир предложил матросу с сделать учебные мультфильмы для курсантов, чтобы те не спали на скучных лекциях. И дал начинающему аниматору учебное пособие Ефима Гамбурга "Как сделать мультфильм". В 1969 году Александра Горленко взяли на "Союзмультфильм". Рисунки молодого художника понравились Борису Степанцеву, который взял его художником-постановщиком на м/ф "Скрипка пионера". В 1980 году Горленко дебютирует в режиссуре и создает 3-минутный мультик для детского мультипликационного журнала "Веселая карусель" - "Про черепаху". В следующем выпуске зрители увидели вторую работу Горленко - "Что случилось с крокодилом?" (1982).





"Веселая карусель" - отличная стартовая площадка для начинающих режиссеров анимации, дающая возможность поэкспериментировать и поискать собственный стиль. Комедийный стиль Горленко, который мне так и хочется назвать "чаплиновским", с визуально-технической точки зрения - промежуточный между академическим стилем мастеров советской анимации и экспериментами нового поколения аниматоров 1980-х. Можно сказать, в стиле Горленко сочетаются одновременно академичность и экспериментальность, но по духу он все-таки ближе к старым-добрым традициям "Союзмультфильма".

Первые два мультика для "Веселой Карусели" в итоге оказались у Горленко самыми лучшими и самыми известными, несмотря на то, что каждый длится всего три минуты. Но кто сказал, что короткий мультик сделать проще, чем 10-15-минутный? Суперкороткометражный формат предъявляет повышенные требования к темпу и ритму действия, к композиции, чтобы мультфильм "выстрелил" и надолго запомнился. Александр Горленко блестящего справился с этой задачей, в том и другом случае мы получаем по 3 минуты анимационного совершенства!

В том же духе сделан следующий мультфильм Горленко, уже 7-минутный - "Увеличительное стекло" (1983). Здесь появляется еще один "чаплиновский" персонаж - ежик, которому досталось увеличительное стекло. Мы видим наивный взгляд на мир глазами ежика, но его наивность - признак не инфантильности, а естественности и добродушной натуры. Мультфильм несет в себе экологический посыл: побольше бы людям такой естественной наивности, тогда и к природе мы будем бережнее относиться.



Наивный взгляд на мир сохраняется и в мультфильме "Про шмелей и королей" (1984) по сказке литовского писателя Казиса Сая. Здесь раскрывается хоть и правильная, но, опять же, наивная и слабо связанная с реальной жизнью идея о том, что один добрый поступок тут же влечет за собой по цепочке много других добрых поступков.



Со второй половины 80-х в фильмах Александр Горленко появляется больше абсурда и сюрреализма. Особенно выделяются две работы по стихам известной детской писательницы Ирины Пивоваровой - "Старая лестница" (1985) и "Потерялась птица в небе" (1988). Ностальгическая и немного мрачноватая "Старая лестница" с элементами сюрреализма и с живописным визуальным стилем, напоминающая шедевры Федерико Феллини - нетипичная работа для Горленко. "Потерялась птица в небе" - абсурдная зарисовка из жизни обитателей скотного двора.





В "Чемодане" (1991, по стихотворению Веры Линьковой) удивительно сливаются чаплинский юмор, абсурд и сюрреализм.




Открываю чемодан,
А там – Город!
В нём на площади центральной,
В преогромнейшей жаровне
Выпекает весь народ – ТОРТ.


В 1992 году Горленко экранизирует еще одно абсурдное стихотворение - "Тётушка Фло" Джеймса Ривза. "Мыльные пузыри кота тетушки Фло" - один из первых мультфильмов новой студии "Аргус Интернейшнл", которая будет специализироваться на производстве детских мультфильмов.



На этом режиссерская деятельность Александра Горленко надолго прерывается. Александр Михайлович переходит во ВГИК, на кафедру компьютерной графики и анимации. В 2000-м преподаватель вместе со своими студентами создают "Новых Бременских", не самую удачную работу, а через несколько лет в учебной студии ВГИК выходит мультфильм "Одна ночь из тысячи" (2004), а вскоре и продолжение - "Лабиринт циклопа" (2005). Оригинальный сюжет этой дилогии можно легко принять за одну из сказок в "Тысяча и одной ночи".



Александра Горленко по сей день преподает анимацию во ВГИКе. Говорят, студенты очень любят своего преподавателя!
ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment