altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Мишель Осело. Три тени в заброшенном театре

Мастера короткометражной анимации, выпуск №62

В не очень далеком будущем в одном мегаполисе притаился, зажатый между небоскребами, заброшенный и забытый всеми старый кинотеатр, в котором обитают трое - мальчик, девочка и старик. Мы не знаем, откуда они взялись, мы не видим их лиц - только черные тени-силуэты. По ночам, на сцене перед залом без единого зрителя они разыгрывают сказочные представления в стиле театра теней. Похоже на ужастик? Нет, этот театр теней придумал Мишель Осело, который прославился своими фильмами в стиле силуэтной анимации. Мальчик, девочка и старик - сквозные персонажи, точнее, "актеры", которые, используя новейшие технологии, воссоздают различные исторические эпохи, чтобы разыграть в них сказочные сюжеты.




Тот самый заброшенный театр.


А вот его обитатели.

Интерес к историческим эпохам у Мишеля Осело с детства. Древний Египет, Древняя Греция, Ацтекская империя, Япония, европейское Средневековье и т.д. Силуэтные мультфильмы Осело - это своеобразная энциклопедия древних сказок. Кстати, Мишелю повезло провести детство в Западной Африке, в Гвинее. Годы спустя аниматор сделает серию полнометражных мультфильмов про африканского мальчика Кирику. Мишель захотел стать аниматором, когда увидел один из мультфильмов Гермины Тырловой, потом ему в руки попала книга про анимацию из серии "Сделай сам". В студенческом возрасте Мишель изучает искусства в колледжах Парижа, Лос-Анджелеса. Затем была работа на военной службе в качестве аниматора, работа на французском телевидении. Уже шли 1970-е годы. Хотелось наконец-то начать карьеру независимого аниматора, но во Франции в то время авторская анимация не получала государственной поддержки. Мишелю помог уже известный к тому времени Жан-Франсуа Лагиони, который по своему опыту знает, как трудно пробиться талантливому аниматору. Лагиони предоставил Мишелю свой дом для съемок, а продюссеры подогнали самую дешевую камеру. Молодому аниматору пришлось изрядно повозиться - сначала 5 месяцев вырезать фигурки из белой бумаги, потом 3 месяца съемок, потом были проблемы с обработкой снятого материала из-за допотопной техники. С божьей помощью в 1979 году появился маленький шедевр - "Три изобретателя".



"Три изобретателя" выполнены в простейшей анимационной технике перекладок плоских бумажных марионеток на однородном фоне. Конечно, недостаток финансовых средств повлиял на выбор столь дешевого анимационного стиля. Тем не менее, мультфильм выглядит не дешевым, а очень даже красивым, да и с драматизмом всё в порядке. "Три изобретателя" закладывают основу авторского стиля Мишеля Осело - не только с технической точки зрения (силуэтная анимация - это разновидность перекладок), но и с идейной. Во-первых, здесь наблюдается конфликт творческой натуры (каковой является не только художник, но и изобретатель) и серой массы, не способной оценить гениальность изобретения или произведения искусства. Приземленный народ агрессивно реагирует на попытки изобретателей сделать окружающий мир удобнее и красивее. В результате, семья изобретателей (папа, мама, дочка) вынуждена жить в изоляции, в своем великолепном домике, напичканным новейшими изобретениями. Аналогичная ситуация и с тремя "тенями", обитающими в заброшенном театре. Мы не знаем их судьбу, но можно легко догадаться, что материалистичный мир мегаполиса их отвергнул.



Во-вторых, Мишель Осело ставит знак равенства между изобретательством и искусством. Опять же, три обитателя заброшенного театра - это творцы в полном смысле этого слова: они изобретатели (мы видим, например, аппарат, воссоздающий прямо на человеке старинный костюм), писатели, художники, актеры и т.д. В мультфильме "Три изобретателя" (тоже трое!) изобретения не только практичны, но и очень красивы - как настоящие произведения искусства.


Что-то типа одноколесного велосипеда.

В-третьих, в "Изобретателях" впервые возникает любимый мотив Мишеля Осело - мотив полёта. Это и в буквальном смысле полет, и метафорический полёт - мысли, души... В с помощью полёта главный герой отрывается от серой массы и скучного приземленного существования. В данном мультфильме используется причудливый аппарат, напоминающий воздушный шар.



Неудивительно, что Осело обращается к самому известному мифу, в котором "полет души" приобретает буквальное значение. Конечно же, это древнегреческий миф об Икаре. Мишель Осело экранизирует его с помощью уже известных нам обитателей театра теней. Режиссер меняет концовку в сторону хэппи-энда: в мифе Икар погибает, в мультфильме - спасается. После трагического финала в "Трех изобретателях" Осело всегда завершает свои фильмы на позитиве.


"Икар", (1989)

Мы забежали немного вперед. В 1982-м вышла "Легенда о бедном горбуне", сделанная очень просто и дешево. Этот фильм сложно назвать анимационным, так как оживление в нем почти отсутствует - только в конце, когда горбун превращается в ангела и взлетает со своей возлюбленной над жестоким миром (до этого идет просто серия сменяющихся рисунков). Вновь мотив полёта во всей красе. Неожиданно мультфильм получил французскую кинопремию "Сезар" в номинации "лучший короткометражный анимационный фильм". Предыдущая работа получила премии на четырех мульт-фестивалях. В материальном плане премии впрочем никак не повлияли на положение Мишеля Осело.



В конце 80-х Осело снимает для телевидения серию сказочных короткометражек, включая вышеупомянутого "Икара". Большинство из них войдет в полнометражный сборник "Принцы и принцессы" 2000 года. В 1989-м начинается силуэтная анимация Мишеля Осело.



Аниматор, начинающий работать с плоскими фигурками-силуэтами, неизбежно сталкивается с проблемой: как передать мимику, эмоции персонажа? Ключевым элементом передачи эмоционального состояния являются глаза. В самом известном произведении силуэтной анимации "Приключения Принца Ахмеда" Лотты Райнигер глаза представляли собой отверстия в черных фигурках. Осело просто рисует глаза на черном лице. Глаза - это единственная четко различимая часть лица. Во время разговора глаза меняют свою форму (расширяются или сщуриваются), указывая на текущую эмоцию персонажа.



Второй способ - чаще показывать персонажей в профиль. В этом случае можно показать движения губ и подбородка - зритель легко считывает эмоции мультяшных силуэтов. Например, особенно мило получается удивление.



Удивительный визуальный эффект возникает из-за контраста бесцветных силуэтов и красочного фона.





Таким образом, Мишель Осело, используя примитивную технику оживления черных фигурок, создает визуальное пиршество и находит удачные способы выразительности в комичных и драматичных сценках. В 2011 году выходит еще один цикл сказочных короткометражек "Сказки на ночь". Заметно, что новые эпизоды сделаны полностью на компьютере, из-за чего обаяние оселовских силуэтов немного теряется. Зато еще ярче стал визуальный контраст силуэтов и фона.



В 1998 году выходит первый полнометражный мультфильм Мишеля Осело - "Кирику и колдунья", который стал европейским хитом. С тех пор в фильмографии аниматора идут в основном полнометражки в традиционной рисованной технике. Из последних работ - силуэтный фильм "Ivan Tsarevitch and the Changing Princess". Судя по всему, Осело обратился наконец и к русскому фольклору.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments