altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Дмитрий Геллер. Ностальжи...

Мастера короткометражной анимации, выпуск №61

К просмотру мультфильмов Дмитрия Геллера лучше не приступать без подготовки, иначе высока вероятность напороться на "анимационный арт-хаус" с расплывчатыми сюжетами, непонятной символикой и ускользающим смыслом. Примерно такое мнение может возникнуть у неподготовленного зрителя, особенно если он воспитан на старых советских мультфильмах. Анимация Дмитрия Геллера на первый взгляд кажется эстетской, понятной лишь избранным, оппозиционной по отношению к славным традициям советской / российской мультипликации. В этой заметке я постараюсь обозначить несколько ключевых аспектов в анимации Геллера, чтобы воспринималась она все-таки вне арт-хаусного контекста.



Во время просмотра работ Геллера возникают определенные подозрения в том, что аниматор, грубо говоря, халтурит, то есть особо не прорабатывает изображение и искусственно наращивает хронометраж : в мультфильмах много статичных кадров, много сцен, в которых почти ничего не происходит (например, сидит человечек, абсолютно неподвижный, а всё действие заключается в том, что человечек несколько секунд шевелит пальчиком), много пустого пространства - так и хочется сказать "нерационально использованного". Много компьютерной графики, причем иногда достаточно грубой, как будто сделанной на коленке.

Но, как сейчас говорят, "это не баг, это фича!". Если приглядеться, анимация Геллера наполнена, как бы выразиться... норштейнством. Юрий Борисович был одним из наставников и экзаменаторов молодого уральского аниматора в середине 90-х на Высших курсах. Судя по всему, влияние учителя на ученика оказалось серьезным. Кажется, будто стиль Дмитрия Геллера вырос из одной "Сказки сказок". Ну и "Ежик в тумане" где-то бродит рядом. Фирменные норштейновские пустоты с дымкой и туманом, а также ностальгичность - вот основа стиля Дмитрия Геллера. Выражая уважение к шедеврам мастеров советской мультипликации и к традициям "Союзмульфтмильма" в целом, Геллер никому не подражает и создает авторскую мульт-вселенную, основанную на собственных ностальгических переживаниях. Позаимствованное у Норштейна сочетание "пустота + ностальгичность" Дмитрий доводит до совершенства и реализует не без помощи компьютерных технологий, от которых между прочим принципиально отказывается Юрий Норштейн.

2000 - Привет из Кисловодска


2017 - Рыбы, пловцы, корабли


2006 - 2006 - Признание в любви


2008 - Мальчик


Конечно, не только Норштейн входит в круг мастеров, повлиявших на аниматора. Дмитрий Геллер начинал как независимый художник, но анимация заинтересовала его сильнее, и с 1990 года наш герой трудится на Свердловской киностудии, наблюдая за работой Александра Петрова и Оксаны Черкасовой, а также Всеволода Киреева, оператора комбинированного цеха, у которого Дмитрий много чему научился с технической точки зрения. Таким образом, Дмитрий Геллер продолжает традиции уральской школы анимации, объединяющей талантливых и самобытных художников. 2017 год уже можно назвать триумфальных для нового поколения екатеринбургских аниматоров: на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале гран-при получила Анна Буданова, а одну из других престижных премий - Дмитрий Геллер. Но вернемся чуть в прошлое. В 1997 году Дмитрий заканчивает Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В конце 90-х снимает рекламные ролики. В 2001 появляется его первая серьезная работа - м/ф "Привет из Кисловодска".



"Привет из Кисловодска" наполнен ностальгией, изображение напоминает сновидения или всплывающие из подсознания образы из детства. Цельного сюжета нет - есть отдельные эпизоды, спонтанно воспроизведенные в памяти лирического героя. Мультфильм получился приятным, нежным, атмосферным. Вы легко сможете проникнуться его ностальгическим настроением - и уже с ним приступать к просмотру следующих фильмов Геллера.



"Я знаю про себя: то, что я сейчас делаю, это все какие-то комментарии к тому, что со мной происходило в детстве, к тому, что на меня произвело впечатление", - рассказывает Дмитрий Геллер в интервью. В этом - суть его анимации. Традиционного развития сюжета у него почти нет, на первый план выходит настроение, поэтому и действие с непривычки кажется заторможенным и затянутым. Анимация Геллера требует доверия к себе, зритель должен принять "правила игры" и в этом случае он получит некий эмоциональный сюрприз - образно выражаясь, изящную шкатулку, в которой в качестве драгоценностей - приятные ностальгические ощущения - они в чем-то будут перекликаться с нашим собственным жизненным опытом. Есть у Дмитрия Геллера условно детские мультики, выстроенные на таких ощущениях, на незначительных эпизодах из детства. Вот, например, такой образ: упрямый промокший воробей сидит на ветке, под дождем, вот мальчик кидает в него камень, вот девочка отгоняет хулигана...

"Воробей, который держал слово" (2010)



Или вот обычная домашняя кошка. Ребенок задумывается: как она проводит время, когда никого нет дома? Об этом в том числе м/ф "Маленькая ночная симфония" (2003).



Мультфильм "Мальчик" (2008), созданный под влиянием повести "Холстомер" Льва Толстого, показывает несколько эпизодов из детства и молодости коня глазами самого животного.



"Мужчина встречает женщину" (2014) - самое "взрослое" произведение Геллера, в черно-белых красках. Любовная драма, которая произошла когда-то давно в жизни лирического героя. Хоть и сложно разобраться в переплетениях событий из прошлого и настоящего, но по отдельным образам можно "собрать" трагическую историю любви - причем у каждого зрителя получится своя история.



Если добавить к ностальгическим мотивам немного сюрреализма, что получится м/ф "Признание в любви" (2006), посвященный выдающемуся кинорежиссеру-сюрреалисту Луису Бунюэлю. Главный герой - мальчик (вероятно, маленький Луис), обладающий нестандартным мышлением, которое помогает ему увидеть "скромное обаяние" окружающего мира.



Особое место в творчестве Дмитрия Геллера занимает "китайская трилогия". Однажды китайские продюссеры позвали Дмитрия преподавать анимацию в Китае, тот предложил альтернативный вариант - сделать мультфильм совместно с молодыми китайскими аниматорами. В 2011 году появилась сказочная зарисовка "Я видел как мыши кота хоронили".



Сотрудничество с китайской студией продолжилось. Далее появились "Маленький пруд у подножия великой стены" (2012), посвященный китайскому аниматору Тэ Вэю, и "Рыбы, пловцы, корабли" (2017).

Рыбы, пловцы, корабли (2017)


Каждый мультфильм Геллера был отмечен премиями на различных фестивалях. Сейчас 47-летний Дмитрий Геллер считается звездой российской авторской анимации. Проблем с финансированием вроде бы не возникает. Конечно, необходимо признать, что анимация Геллера не рассчитана на массового зрителя, но и андерграунд - это не про Геллера. Его мультфильмы из тех, что надо не столько понимать, сколько чувствовать. Отбросьте все ярлыки, связанные с артхаусом и эстетством, и просто доверьтесь, как говорится, руке мастера.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments