
Из удачных примеров прошлых лет можно вспомнить две работы Пола У.С. Андерсона ("Смертельная битва" 1995 г. и "Обитель зла" 2002 года), а также "Сайлент хилл" 2006-го года. Как видно, за последние 10 лет ничего достойного не вспоминается. Говорит ли это о том, что "игровое" кинонаправление переживает глубокий кризис? Или зашло в тупик? Сегодняшняя битва ответит на эти вопросы.
Победителя битвы определяют киноблогеры, публикующие в своих ЖЖ-журналах отзывы и рецензии (ссылки на них собираются в этом онлайн-каталоге). Рейтинг для каждого фильма определяется соотношением позитивных и негативных мнений. Теперь попробуем спрогнозировать победителя этой битвы. По оценкам на Кинопоиске и IMDB явным фаворитом выглядит "Варкрафт". Во всех рейтингах отрыв от "Кредо убийцы" достаточно серьезный, да и сборы у экранизации фэнтэзийной стратегии более солидные. Но мнение простых зрителей и мнение киноблогеров - разные вещи. Последние воспринимают фильмы более критично, поэтому в нашем рейтинге расстановка может быть противоположной общепринятой.
Варкрафт (2016, Дункан Джонс)
Плюсы:
"Варкрафт" дает возможность фанатам культовой стратегии вновь погрузиться во вселенную любимой компьютерной игры. Несмотря на отсутствие литературной основы - а все лучшие фильмы в жанре фэнтэзи поставлены по литературным произведениям - "Варкрафт" радует качественным сюжетом с двумя развивающимися параллельно линиями и нарастающим к финалу напряжением. Фильм вне игрового контекста можно воспринимать как хорошую киносказку с колоритными персонажами и впечатляющими экшн-сценами. Дункан Джонс сумел создать продуманную фэнтэзийную киновселенную, которую по масштабности можно сравнить с вселенной Средиземья в фильмах Питера Джексона про хоббитов. Компьютерная графика, выполненная на высочайшем уровне, повышает зрелищность фильма, который смотрится на одном дыхании. Конечно, все достоинства этого блокбастера в полной мере вы сможете оценить только в кинотеатре, на большом экране. В общем, "плюсы" этого фильма весьма многочисленны:
- красивая графика
- спецэффекты
- наличие логики внутри вселенной
- хорошо передана концепция оригинальной игры
- фильм воспринимается как хорошее фэнтэзи в отрыве от игры
- интересные, колоритные персонажи (особенно орки)
- эпичная музыка
Минусы:
Главная проблема "игровых" блокбастеров, как выше отмечалось - это то, что не-геймерам сложно разобраться в происходящем. Джонс, к сожалению, не смог с этой проблемой справиться: фильм "Варкрафт" в отрыве от игры кажется скучной, бессмысленной движухой. Сюжету на хватает предыстории, которая давала бы зрителю основную информацию о расах и мирах варкравтофской вселенной. Понятно, что к игровым и киношным сценариям разные требования, но раз мы имеем дело с фильмов, то вправе требовать от сюжета какую-нибудь драматургию, непредсказуемые ходы, раскрытие характеров, возможность сопереживать персонажам, эффектный финал. В "Варкрафте" этого совершенно, абсолютно, вообще НЕТ! Что самое забавное, игра относится к жанру стратегии - это понятие предполагает сложные, многоходовые действия, имеющие широкий временной охват. В фильме же всё ровно наоборот. Как известно, режиссеру пришлось урезать материал, чтобы вписаться в 2-часовой хронометраж, из-за этого сюжет становится запутанным, а монтаж - чересчур резким и грубым. Основное внимание перетягивают на себя боевые сцены - да, они очень зрелищные, но всё это можно увидеть и в игре. Дункан Джонс мог бы выехать хотя бы за счет юмора и иронии, но и этих компонентов в фильме катастрофически не хватает. Таким образом кино превращается в затянутый рекламный видеоролик для компьютерной игры. Можно предъявить претензии и к графике, которая лет на 10 отстает от передовой. Список "минусов" получается еще более многочисленным:
- сюжет непонятен тем, кто не играл в Warcraft
- слабый сценарий
- затянутый хронометраж
- грубый монтаж
- характер персонажей не раскрывается
- много бессмысленных боевых сцен
- дух фильма не соответствует духу игры
- игра доставляет больше удовольствия
- устаревшая графика
- плохая актерская игра
- бессовестный намек на сиквел
Соотношение оценок: ЗА - 3 авторов, ПРОТИВ - 12 авторов, нейтрально - 8.
Итоговый рейтинг: -9
Цитаты:
"Если спросить у любого человека на улице, что такое фэнтези, он скажет: "Королевства, магия, орки, гномы, эльфы, битвы на мечах". Вот это и есть описание фильма". отсюда
"Впечатление, что очень много хотели впихнуть, но логической детализации для негеймующего зрителя вроде меня пожалели. Всё широкими мазками и к концу кубарем". отсюда
"Красивая, интересная, местами захватывающая, в меру глупая сказка, которая на два часа вырывает нас из скучной дебильной реальности. Этого мало?" отсюда
"Бестолково рассказанная история, где нарисованные орки мутузятся с неразличимыми друг от друга человеческими существами". отсюда
"Крайне слабый, недокрученный фильм, чьи создатели были заняты распихиванием пасхалок для фанов, а не созданием цельной истории и мира". отсюда
Все отзывы и рецензии
Кредо убийцы (2016, Джастин Курзель)
Плюсы:
Игра Assassin's Creed появилась в 2007 году и быстро стала популярной благодаря, в том числе, великолепным стилизациям под различные исторические эпохи. В фильме Курзелю удалось сделать то же самое - передать атмосферу испанского Средневековья в эпоху инквизиции. Игровой сеттинг Assassin's Creed отлично интегрирован в "ткань" кино. Для поклонников игры это очень важно, остальные же зрители, незнакомые с игрой, с удовольствием погрузятся во вселенную тамплиеров и ассасинов без необходимости разбираться в тонкостях сюжета. Сюжет развивает концепцию игры и заставляет с интересом следить за главным героем в исполнении Майкла Фассбендера. Видно, что создатели фильма очень серьезно отнеслись к сценарию, в котором действие развивается в двух эпохах, а диалоги органично сочетаются с динамичными сценами (а это не только драки и погони, но и захватывающие прыжки и элементы паркура). Наконец, Курзель, как и в предыдущей работе "Макбет", отлично поработал над визуальным стилем - в "Кредо убийцы" видны почерк и индивидуальность режиссера. "Кредо убийцы" - это не типичный блокбастер ради "срубить бабла". Это оригинальный творческий проект на основе успешной компьютерной игры. "Плюсы" мы можем назвать следующие:
- удачное сочетание игровой и киношное специфики
- визуальный стиль
- хорошо передана историческая эпоха
- качественный экшен
- логичный сюжет, для понимания которого нет необходимости знать игру
- отсылки к игре для фанатов
- одна из самых интересных ролей Фассбендера
- операторская работа
- саундтрек
Минусы:
Фильм "Кредо убийцы" показывает историю противоборства двух орденов - тамплиеров и ассасинов. Несмотря на то, что главный герой - ассасин, и мы ему сопереживаем, нам никто не объясняет, а почему собственно ассасины - хорошие, а тамплиеры - плохие? Опять же, зрителю, незнакомому с игрой, непонятна предыстория этого противостояния. Драматургия фильма ограничивается простейшим конфликтом: вот хорошие и вот плохие. Болей за "наших" и ни о чем не думай. Для условного игрового пространства такой подход приемлем. Для фильма - это серьезный пробел в сценарии. Реальная историческая основа (сведения про реальных тамплиеров и ассасинов) вам не поможет, так как всё происходящее во вселенной Assassin's Creed не соответствует историческим фактам. В игре историческая эпоха - просто фон для увлекательных миссий. В фильме Курзеля получается, по сути, то же самое - фон для эффектных прыжков и размахиваний оружием. В истории затрагиваются религиозные и мистические учения, противостояние которых можно было бы очень интересно показать, раскрыв попутно некие философские идеи, однако в фильме всё сводится к красивому, но тупому боевику. Актеры, словно роботы-автоматы, прямолинейно произносят свои пафосные речи, характеры не раскрывают свою глубину, оставаясь подобными игровым юнитам. Логика фильма на всех уровнях зияет пустотами. В общем, создатели "Кредо убийцы", кажется, не поняли различий между компьютерной игрой и кинематографом и сделали бессмысленное зрелище, которое порадует "картинкой" лишь геймеров. Соберем все "минусы" вместе:
- слабый сценарий, без драматургии и раскрытия персонажей
- множество логических недочетов
- отсутствие предыстории
- пафосные диалоги
- игнорирование философской тематики
- историческая недостоверность
Соотношение оценок: ЗА - 4 авторов, ПРОТИВ - 8 авторов, нейтрально - 5.
Итоговый рейтинг: -4
Цитаты:
"Граждане-товарищи-господа создатели. Вы уж в следующий раз пишите на афише такого фильма: "Для одноклеточных". отсюда
"Фильм вам может понравиться, но как отправная точка в истории противостояния тамплиеров и ассасинов - это довольно спорный продукт". отсюда
"Сюжет прост как три копейки, персонажи не раскрыты, актерский талант номинантов и обладателей Оскара использован на два процента, бред, нелогичность, глупые диалоги, неестественность". отсюда
"А голый Фасс ещё будет? Нет? В халатике - тоже хорошо! Опаньки, титры. А о чем фильм был?" отсюда
"Огромный виртуальный мир и геймплей захватывали игрока, и ему некогда было обращать внимание на сценарные дебилизмы. А вот кинозритель видит их и понимает, что его держат за идиота. А как иначе, если тебе всерьез гонят с экрана тупую шнягу?" отсюда
Все отзывы и рецензии
Сравним итоговые рейтинги:
-9 Варкрафт
-4 Кредо убийцы
Очевидно, что "игровое" кинонаправление зашло в тупик и ближайшие годы выход из него не предвидится. Битва свелась к вопросу, который из проектов окажется менее провальным. Впервые победителем битвы становится фильм с отрицательным рейтингом. "Варкрафт" же вовсе побил рекорд, получив самый низкий рейтинг за всю историю рубрики.
ВСЕ ВЫПУСКИ