altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Пьер Паоло Пазолини. Жизнь за фильм - равноценный обмен.


"Сало, или 120 дней Содома" - фильм, как бы его не критиковали и как бы от него не плевались, внесший огромный вклад в развитие кинематографа. Это факт, мы его не можем отрицать, хотя можем отрицать все художественные аспекты этого творения и долго-долго спорить об этом. Но сейчас этого делать не будем... Кинолюбители со всего мира могут ненавидеть эту в наивысшей степени провокационную ленту Пазолини, но что-то заставляет их искать ее, смотреть и обсуждать. Статистика говорит о многом: из всех фильмов Пазолини "Сало" занимает первое место (с большим отрывом)
-по количеству оценок на Кинопоиске (644),
-по количеству оценок на IMDB (13 064)
-по количеству скачиваний на RuTracker.org (7515)
Второе место по степени популярности занимает "Декамерон". Сравните те же самые показатели: 267; 2860, 3440. То есть в несколько раз меньше! Теперь очевидно, что Пазолини с "Сало" и без "Сало" - два разных режиссера.

Вместо того, чтобы излагать различные философские, культурологические, социально-психологические теории вокруг этого фильма (что вполне уместно), я ограничусь лаконичным перечислением "самого-самого". Другими словами, "Сало" - это фильм: самый провокационный, самый шокирующий, отвратительный, жестокий, античеловечный, психопатологичный... Конечно, под каждый из этих эпитетов можно вспомнить другие, более "образцовые" фильмы. Навскидку: "Груз 200", "Олдбой", "Необратимость". Но есть два важнейших отличия этих работ от рассматриваемой. Во-первых, все вышеперечисленные качества с наибольшей плотностью сконцентрированы именно в "Сало", занимая 99,9% объема всего фильма. То есть, грубо говоря, на изображение чего-то позитивного (точнее, не негативного) в нем отведено 0,1%.

Во-вторых, режиссеры упомянутых фильмов живы-здоровы и творят до сих пор. Пазолини же был жестоко убит. Почти сразу же после премьеры "Сало". Подлинные мотивы убийства итальянского режиссера до сих пор не раскрыты. Но я вижу прямую связь между его смертью и его последним фильмом, и имя настоящего убийцы (и, возможно, заказчика) здесь уже не важно. Потому что Пазолини обрек сам себя на такой исход.

Кино - вообще, удивительная штука... Бывает, что каким-то мистическим образом жизнь режиссера становится частью его фильмов. И не только в прямом смысле, когда он снимает историю про себя. В случае с Пазолини, события его жизни стали логичным и закономерным следствием концепции его последнего фильма. Он показал всё самое худшее, что есть в человеке. Но прежде всего он это увидел. И прежде всего - в себе. В других людях, наверное, тоже. Однако известно, что настоящий художник показывает в своих творениях, по сути, самого себя и черпает идеи изнутри. Обнаружив в себе такое, Пазолини оставалось лишь одно: снять про это фильм и уйти из жизни - тем или иным способом. В своих экспериментах с человеческой природой он явно переступил черту, а назад дороги уже не было. За такой жизненный опыт (частью которого является и создание фильма) может быть заплачена толька одна цена - жизнь.
Именно поэтому "Сало" - пускай бездарный в художественном смысле фильм (хотя об этом можно долго спорить), но в то же время великий фильм, открывший дорогу десяткам и сотням режиссерам по всему миру и давший им возможность, без риска для своей жизни, снимать фильмы на похожую тематику: об античеловечности, о тотальной бездуховности. Такие фильмы всё равно нужны, хоть они и многим противны. Они оказывают мощный психотерпевтический эффект, помогая зрителям избавляться от мусора в голове. Это больно и неприятно, но необходимо. Не берусь утверждать, что Пазолини был первопроходцем жанра "чернухи", но свою значимую миссию в кино он исполнил.





Часть 1: "Свинарник", "Евангелие от Матфея", "Аккаттоне"
Часть 2: "Кентерберийские рассказы", "Цветок 100 ночи" и Теорема"
Часть 3: "Медея", "Мама Рома", "Птицы большие и малые"
Часть 4: "Декамерон", "Царь Эдип", "Сало, или 120 дней Содома"
Часть 5: избранные сцены
Док.фильм "Разговоры о любви" (1964)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments