altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Пьер Паоло Пазолини. Часть 4

В завершении у нас остались три фильма: "Декамерон", "Царь Эдип", "Сало, или 120 дней Содома". Мне изначально хотелось оставить "Сало" на самый конец, и жребий мне в этом подыграл: об этом фильме необходимо говорить отдельно...

10. "Декамерон" (1971)

Особенности "трилогии жизни" мы уже успели раскрыть, говоря о "Кентерберийских рассказах" и "Цветке 1001 ночи". Здесь действие происходит в Италии в период Возрождения, дух которого Пазолини постарался передать. Условно "Декамерон" можно поставить в трилогии на второе место: по степени эстетичности человеческих страстей превосходит "Кентерберийские рассказы", но уступает "Цветку". Кроме того, в "Декамероне" не нашлось места мистике, стихийности и сверхспособностям человеческого духа - всё это есть в "Цветке", что делает данный фильм вершиной натурилистичного кинотворчества Пазолини. С другой стороны, "Декамерон", в отличие от "Рассказов", нельзя назвать серией экранизированных анекдотов - определенный художественный замысел здесь прослеживается.

11. "Царь Эдип" (1967)

Если вынести за скобки "Сало", то я бы назвал "Царь Эдип" лучшим фильмом Пазолини. Режиссер развивает известный античный миф до масштабного исследования человеческого духа. В этом ему сильно помогает актер Франко Читти (пожалуй, лучшая мужская роль из всех фильмов Пазолини). "Медея" показывает нам, откуда в человеке возникают в чистом виде месть, ненависть, созидательная и губительная страсть. "Царь Эдип" берет еще выше: отчего человек не доверяет миру (Богу, пространству, своей природе)? По сути, здесь раскрывается исконный конфликт между человеком и миром, лежащий в основании всех остальных конфликтов - между людьми и человеком с самим собой. Пазолини умудряется показывать нам такие экзистенциальные вещи, обходясь минимумом средств, без каких-либо концепций и теорий. Миф - отличная почва для создания именно такого кино, одновременно простого и сложного. И Пазолини, конечно, гений, что до такого додумался.

12."Сало, или 120 дней Содома" (1975)

"Сало" - краегольный камень всего творчества Пазолини, и не только как режиссера. Если положить на одну чашу весов "Сало", а на вторую - все остальные его фильмы, то чаши примерно уравновесятся. Не будь "Сало", мы бы знали Пазолини совсем другим режиссером... Этот фильм невозможно оценивать, никакие категории и критерии к нему не подходят. Очевидно, что самая провокационная и неоднозначная лента итальянского режиссера внесла огромный вклад в мировой кинематограф, но - вот парадокс - очень редко ее кому-либо советуют посмотреть. Ее просмотр станет для любого самым серьезным зрительским испытанием, и не у всех оно проходит успешно. "Сало" - из тех фильмов, что могут отбить у вас охоту не только к Пазолини, но и ко всему авторскому (или европейскому) кино в целом. Не говоря о том, что фильм может спровоцировать у зрителя различные психические отклонения... Да, всё так серьезно! Не верите - почитайте отзывы о "Сало" на любом кинофоруме... Так что мы имеем дело с действительно опасным фильмом, и о нем будет отдельная тема далее...

Часть 1: "Свинарник", "Евангелие от Матфея", "Аккаттоне"
Часть 2: "Кентерберийские рассказы", "Цветок 100 ночи" и Теорема"
Часть 3: "Медея", "Мама Рома", "Птицы большие и малые"
Часть 5: избранные сцены
Жизнь за фильм - равноценный обмен (о фильме "Сало, или 120 дней Содома")
Док.фильм "Разговоры о любви" (1964)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments