altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Пауль Дриссен. Я хочу сыграть с тобой в игру.

Мастера короткометражной анимации, выпуск №54

Есть такая детская игра - "колыбель для кошки": на пальцы надевается веревочка, которая сплетается в различные фигуры, напоминая паутину. То же самое, образно выражаясь, происходит и в мультфильмах Пауля Дриссена, только вместо веревочки - многомерная реальность, измерения которой переплетаются непредсказуемым образом, а рука, на которую надета эта "веревочка" - это, очевидно, рука бога. А еще "Колыбель для кошки" - самый известный мультфильм голландского аниматора Пауля Дриссена.



Пауль Дриссен родился, когда Европа переживала сложные времена, шла Вторая Мировая. После войны семья Дриссенов переехала в Россию: отец-дипломат три года служил в голландском посольстве в Москве. К иностранцам в послевоенном Советском Союзе относились очень настороженно, поэтому Пауль все эти три года не ходил в школу и провел в изоляции от сверстников. Ради развлечения Пауль рисовал комиксы, а отсутствие общения с друзьями способствовало развитию фантазии - приходилось придумывать свои собственные миры. Допридумывался Пауль до того, что его творчество стало одним из самых сложных и многомерных за всю историю анимации.

После обучения в голландской Академии Искусств Пауль Дриссен устроился в маленькую студию CineCartoonCentre возле Амстердама. Там его заметил Джордж Даннинг, который привлек молодого художника в свою команду для создания полнометражного мультфильма, впоследствии ставшего культовым - "The Beatles: Желтая подводная лодка". Через несколько лет Даннинг помог Дриссену перебраться в Канаду, где действовал один из крупнейших мировых анимационных центров на базе National Film Board of Canada. Дриссен долго работал в Канаде и создал в NFB множество мультфильмов, собравших кучу призов на фестивалях. Поэтому Пауля Дриссена можно также назвать и канадским аниматором. Но все-таки он голландец - это чувствуется по его мультфильмам.

Визуальный стиль Дриссена скорее всего вам не понравится и вызовет отторжение. Это очень простая, нарочито небрежная, примитивная анимация, напоминающая детские рисунки. Персонажи карикатурно уродливые, хоть и забавные. Декорациям и фону почти не уделяется внимания. Примерно так это выглядит:


1988 - Писатель


2011 - Эдип

"Внутри" фильмов очень много пустоты: представитель традиционной анимации сказал бы, что Дриссен использует мульт-пространство неэффективно.


1974 - Колыбель для кошки


1977 - Убийство яйца

Дриссеновские истории - на первый взгляд, бессмыслица, разгул абсурда, а по художественному уровню они чуть выше, чем детские каляки-маляки. Тем удивительнее по мере просмотре осознавать, насколько четко и логично выстроено действие, насколько тщательно продуман тайминг (синхронизация всех движущихся объектов), насколько глубока и многослойна концепция каждого фильма. Понимаю, в это сложно поверить, но это правда! Неслучайно Дриссен считается выдающимся мастером - хотя бы в фестивальной тусовке. На массового зрителя его творчество, конечно, не ориентировано.

Мало того, что разобраться в сюжете любого мультфильма голландского аниматора - не самая простая интеллектуальная задача. Иногда анимацию Дриссена смотреть физически сложно - когда он разделяет действие на несколько экранов, и зрителю просто не хватает глаз, чтобы уследить за происходящим в каждом "окне". Впервые Дриссен использует этот прием в "На земле, на море и в небе" (1980): экран разделен на три вертикальные "полоски", в каждой что-то происходит, время от времени эти три измерения сюжетно пересекаются.



В м/ф "Мальчик, который увидел айсберг" слева мы видим "реальное" действие с участием ребенка, а справа - действие, которое разворачивается в его воображении в данный момент.



В фильме "Конец света в четырех сезонах" (1996) Дриссен ставит зрителю невозможную задачу, помещая в одну плоскость от 6 до 9 "окон"! Опять же, действия во всех экранах каким-то образом связаны и в нужные моменты пересекаются.



Уже по этим работам видно, что Пауль Дриссен обожает играть со зрителем в интеллектуальные игры. "Я всегда старался вовлечь зрителя в игру", - признается аниматор в интервью. Вот вам первая игра: попробуй - уследи за всеми мультяшками! Но это еще относительно простая игра. Дриссен наполняет свои фильмы символикой и общеизвестными мифическими сюжетами, и всё это переворачивается и перемешивается, словно элементы паззла в коробке. Или как в вышеупомянутой игре "колыбель для кошки". Начинается следующая игра - распутай веревочку и найди СМЫСЛ.


1982 - Что за рыцарь!

Когда мы поймем, что в мультфильмах Дриссена действительно есть СМЫСЛ, а сюжет четко выстроен в соответствии с определенной логикой, начинается самое интересное - расшифровка. Гениальность Дриссена еще и в том, что он дает возможность расшифровывать увиденное с помощью разных парадигм, систем, учений и т.д. - кому как удобно. Например, смысл "Игры локтями" (1979) можно расшифровать с помощью социологии или социальной философии. В мультфильме мы видим аллюзию на, возможно, тоталитарное общество, в котором всем людям навязана общая модель поведения. В итоге эта модель приводит к самоуничтожению общества. И это только поверхностная интерпретация.



Искусствовед Алексей Орлов проанализировал мультфильм "Дом на рельсах" (1981) с точки зрения фрейдистской символики (см. статья "Фрейдистская символика в анимационном кино", журнал "Киноведческие записки" №52.2001). У Дриссена намеки на скрытые или подавленные сексуальные желания действительно часто встречаются.



Лично мне хочется интерпретировать работы Дриссена в точки зрения квантовых теорий, дающих совершенно новое понимание измерений и устройства вселенной. Пауль Дриссен изображает взаимодействие нескольких измерений внутри "общей реальности". В одном мультфильме могут присутствовать 2-мерные и 3-мерные эпизоды. В м/ф "2D или не 2D" (2003) сюжет (любовная история) построен на взаимодействии двухмерного и трехмерного миров внутри общей многомерной вселенной. Трагичность любовной истории заключается в том, что возлюбленные из разных измерений физически не могут соединиться.



Дриссен играет с измерениями как с той веревочкой, переплетая их как угодно: одно измерение может быть внутри второго - похоже на "принцип матрешки" ("Убийство яйца", "Три промаха"); несколько измерений могут существовать параллельно, иногда перебрасывая "мостики" друг другу ("На земле, на море и в небе", "Конец света в четырех сезонах"); два измерения могут сливаться, образуя некое промежуточное измерение (2,5-мерное или 3,5-мерное), в котором и происходит действие ("Запятнание коровы"); два измерения могут вообще никак не пересекаться ("Sunny Side Up"). Дриссен может также поиграть и со временем, пустить его вспять ("Эдип").


1983 - Запятнание коровы


1998 - Три промаха


1985 - Sunny Side Up

На мой взгляд, эксперты справедливо причисляют Дриссена к самым выдающимся мастерам авторской анимации. С 1985 по 2005 гг Пауль Дриссен преподавал анимацию в Кассельском университете (Германия). Сейчас аниматору 77 лет, но на пенсию он, видимо, не собирается, продолжая делать мультфильмы.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments