altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

Пауль Дриссен. Я хочу сыграть с тобой в игру.

Мастера короткометражной анимации, выпуск №54

Есть такая детская игра - "колыбель для кошки": на пальцы надевается веревочка, которая сплетается в различные фигуры, напоминая паутину. То же самое, образно выражаясь, происходит и в мультфильмах Пауля Дриссена, только вместо веревочки - многомерная реальность, измерения которой переплетаются непредсказуемым образом, а рука, на которую надета эта "веревочка" - это, очевидно, рука бога. А еще "Колыбель для кошки" - самый известный мультфильм голландского аниматора Пауля Дриссена.



Пауль Дриссен родился, когда Европа переживала сложные времена, шла Вторая Мировая. После войны семья Дриссенов переехала в Россию: отец-дипломат три года служил в голландском посольстве в Москве. К иностранцам в послевоенном Советском Союзе относились очень настороженно, поэтому Пауль все эти три года не ходил в школу и провел в изоляции от сверстников. Ради развлечения Пауль рисовал комиксы, а отсутствие общения с друзьями способствовало развитию фантазии - приходилось придумывать свои собственные миры. Допридумывался Пауль до того, что его творчество стало одним из самых сложных и многомерных за всю историю анимации.

После обучения в голландской Академии Искусств Пауль Дриссен устроился в маленькую студию CineCartoonCentre возле Амстердама. Там его заметил Джордж Даннинг, который привлек молодого художника в свою команду для создания полнометражного мультфильма, впоследствии ставшего культовым - "The Beatles: Желтая подводная лодка". Через несколько лет Даннинг помог Дриссену перебраться в Канаду, где действовал один из крупнейших мировых анимационных центров на базе National Film Board of Canada. Дриссен долго работал в Канаде и создал в NFB множество мультфильмов, собравших кучу призов на фестивалях. Поэтому Пауля Дриссена можно также назвать и канадским аниматором. Но все-таки он голландец - это чувствуется по его мультфильмам.

Визуальный стиль Дриссена скорее всего вам не понравится и вызовет отторжение. Это очень простая, нарочито небрежная, примитивная анимация, напоминающая детские рисунки. Персонажи карикатурно уродливые, хоть и забавные. Декорациям и фону почти не уделяется внимания. Примерно так это выглядит:


1988 - Писатель


2011 - Эдип

"Внутри" фильмов очень много пустоты: представитель традиционной анимации сказал бы, что Дриссен использует мульт-пространство неэффективно.


1974 - Колыбель для кошки


1977 - Убийство яйца

Дриссеновские истории - на первый взгляд, бессмыслица, разгул абсурда, а по художественному уровню они чуть выше, чем детские каляки-маляки. Тем удивительнее по мере просмотре осознавать, насколько четко и логично выстроено действие, насколько тщательно продуман тайминг (синхронизация всех движущихся объектов), насколько глубока и многослойна концепция каждого фильма. Понимаю, в это сложно поверить, но это правда! Неслучайно Дриссен считается выдающимся мастером - хотя бы в фестивальной тусовке. На массового зрителя его творчество, конечно, не ориентировано.

Мало того, что разобраться в сюжете любого мультфильма голландского аниматора - не самая простая интеллектуальная задача. Иногда анимацию Дриссена смотреть физически сложно - когда он разделяет действие на несколько экранов, и зрителю просто не хватает глаз, чтобы уследить за происходящим в каждом "окне". Впервые Дриссен использует этот прием в "На земле, на море и в небе" (1980): экран разделен на три вертикальные "полоски", в каждой что-то происходит, время от времени эти три измерения сюжетно пересекаются.



В м/ф "Мальчик, который увидел айсберг" слева мы видим "реальное" действие с участием ребенка, а справа - действие, которое разворачивается в его воображении в данный момент.



В фильме "Конец света в четырех сезонах" (1996) Дриссен ставит зрителю невозможную задачу, помещая в одну плоскость от 6 до 9 "окон"! Опять же, действия во всех экранах каким-то образом связаны и в нужные моменты пересекаются.



Уже по этим работам видно, что Пауль Дриссен обожает играть со зрителем в интеллектуальные игры. "Я всегда старался вовлечь зрителя в игру", - признается аниматор в интервью. Вот вам первая игра: попробуй - уследи за всеми мультяшками! Но это еще относительно простая игра. Дриссен наполняет свои фильмы символикой и общеизвестными мифическими сюжетами, и всё это переворачивается и перемешивается, словно элементы паззла в коробке. Или как в вышеупомянутой игре "колыбель для кошки". Начинается следующая игра - распутай веревочку и найди СМЫСЛ.


1982 - Что за рыцарь!

Когда мы поймем, что в мультфильмах Дриссена действительно есть СМЫСЛ, а сюжет четко выстроен в соответствии с определенной логикой, начинается самое интересное - расшифровка. Гениальность Дриссена еще и в том, что он дает возможность расшифровывать увиденное с помощью разных парадигм, систем, учений и т.д. - кому как удобно. Например, смысл "Игры локтями" (1979) можно расшифровать с помощью социологии или социальной философии. В мультфильме мы видим аллюзию на, возможно, тоталитарное общество, в котором всем людям навязана общая модель поведения. В итоге эта модель приводит к самоуничтожению общества. И это только поверхностная интерпретация.



Искусствовед Алексей Орлов проанализировал мультфильм "Дом на рельсах" (1981) с точки зрения фрейдистской символики (см. статья "Фрейдистская символика в анимационном кино", журнал "Киноведческие записки" №52.2001). У Дриссена намеки на скрытые или подавленные сексуальные желания действительно часто встречаются.



Лично мне хочется интерпретировать работы Дриссена в точки зрения квантовых теорий, дающих совершенно новое понимание измерений и устройства вселенной. Пауль Дриссен изображает взаимодействие нескольких измерений внутри "общей реальности". В одном мультфильме могут присутствовать 2-мерные и 3-мерные эпизоды. В м/ф "2D или не 2D" (2003) сюжет (любовная история) построен на взаимодействии двухмерного и трехмерного миров внутри общей многомерной вселенной. Трагичность любовной истории заключается в том, что возлюбленные из разных измерений физически не могут соединиться.



Дриссен играет с измерениями как с той веревочкой, переплетая их как угодно: одно измерение может быть внутри второго - похоже на "принцип матрешки" ("Убийство яйца", "Три промаха"); несколько измерений могут существовать параллельно, иногда перебрасывая "мостики" друг другу ("На земле, на море и в небе", "Конец света в четырех сезонах"); два измерения могут сливаться, образуя некое промежуточное измерение (2,5-мерное или 3,5-мерное), в котором и происходит действие ("Запятнание коровы"); два измерения могут вообще никак не пересекаться ("Sunny Side Up"). Дриссен может также поиграть и со временем, пустить его вспять ("Эдип").


1983 - Запятнание коровы


1998 - Три промаха


1985 - Sunny Side Up

На мой взгляд, эксперты справедливо причисляют Дриссена к самым выдающимся мастерам авторской анимации. С 1985 по 2005 гг Пауль Дриссен преподавал анимацию в Кассельском университете (Германия). Сейчас аниматору 77 лет, но на пенсию он, видимо, не собирается, продолжая делать мультфильмы.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Объявление

    В общем, как-то неожиданно я ушел в Instagram. А ЖЖ-блог уходит в творческий отпуск на неопределенный срок.

  • 1000 самых красивых фильмов. Выпуск №439

    Просто кровь / Blood Simple / 1983 / Подробнее о проекте. Режиссеры: Братья Коэны Оператор: Барри Зонненфельд В кадре: Фрэнсис МакДорманд…

  • 1000 самых красивых фильмов. Выпуск №438

    Сканнеры / Scanners / 1980 / Подробнее о проекте. Режиссер: Дэвид Кроненберг Оператор: Марк Ирвин В кадре: Стивен Лэк, Майкл Айронсайд Осторожно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments