
Возможно, Павел Лунгин однажды задал себе такой вопрос: если бы герои пушкинской "Пиковой дамы" перевоплотились в нашем мире в настоящее время - какими бы они были? "Дама пик" - это, образно выражаясь, математически точная проекция пушкинского сюжета в условия современной России. Проецируются и видоизменяются в соответствии с новым местом действия персонажи и события. Например, у Пушкина Германн в финале попадает в психлечебницу, в опере Чайковского - закалывает себя, а у Лунгина - ... не скажу. То есть Лунгин делает не копию классической истории в современных условиях, а художественную проекцию. Новые герои, другой сюжет, но набор архетипов и схема их взаимодействия - те же самые, как и в оригинальной легенде. Приём очень сложный и необычный. Может быть и случайно, но у Лунгина получилось!

Тема проекции (реальный человек / кукла-копия / актерский образ / архетип ) несколько раз визуально подчеркивается в фильме.
Отдельно можно порассуждать на тему: "Дама пик" ближе к повести Пушкина или же к опере Чайковского? По сюжету, всемирно известная оперная певица Софья Майер (в исполнении Ксении Раппопорт) возвращается на родину после длительной эмиграции. Тут же ей дают возможность сделать постановку "Пиковой дамы" в самом крутом оперном театре. Постановка готовится в смелом постмодернистком духе.


В эпизоде с репетицией Майер выкрикивает: "О чем "Пиковая дама"? О деньгах! О сексе!". Можно приписать это заявление и самому режиссеру, который своим фильмом интерпретирует историю о Германе как психопатологический-эротический триллер, в стиле джалло. Академические консерваторы - любители старомодной классики - конечно, падают в обморок. Но "классика" - это только форма. В основе поступков оригинального Германа - действительно, маниакальная страсть к миллионам (можно ведь было остановиться после "тройки" и "семерки", когда на руках уже было огромное богатство!) и тут же где-то рядом - сексуальные отклонения: в тексте Пушкина они не описываются, но... подразумеваются? Если внимательно читать "между строк"... (страшно представить, ЧТО он сделал со старухой на самом деле, если пользоваться проекцией Лунгина). В общем, фильм Лунгина обращается к некоему невидимому первоисточнику, более раннему чем повесть и опера - к архетипической истории об Игроке, который становится жертвой своей маниакальной натуры. Лунгин, по сути, действует как мастер фильмов giallo и раскрывает трагические душевные противоречия маньяка. И - опять же - получилось круто!


Луна - еще один важный символ в фильме, отвечающий за неконтролируемые подсознательные импульсы.
Кинокритики (кстати, почти все авторитетные кинокритики из российских СМИ хвалят фильм) вспоминают другой известный "театральный триллер" - "Черный лебедь" Аронофски. На мой взгляд, ассоциация поверхностная. Да, есть жанровые сходства, маниакальная атмосфера, но преимущество Лунгина в том, что он конкретно вспахивает архетипическую историю, проецируя ее схему на настоящее время, тогда как Аронофски просто сделал неплохой психологический триллер.

Отдельно нужно отметить актеров. Особенно 25-летнего Ивана Янковского (внука того самого


"Дама пик" - не только увлекательный "театральный триллер", но и глубокое психологическое произведение, в оригинальной, нетрадиционной форме взаимодействующее с классикой, а также в обход классики - с легендами о темной стороне человека. Да, это стилизация под китч, но элементы китча сами по себе - это не хорошо и не плохо. Это художественный прием, который можно использовать талантливо или бездарно. У Лунгина это сделано красиво, мощно и подкрепляется великолепной актерской работой.

Оценка: 8/10