altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

Фил Маллой. Темная сторона человеческой натуры

Мастера короткометражной анимации, выпуск №52

У всего есть тёмная сторона. Есть она у любого человека, что доказано психологической наукой. Есть у творческой деятельности, у искусства - и у анимации, в частности. Альтернативная, "темная" (еще можно встретить эпитет "экстремальная") анимация мало кому известна, что неудивительно: зрелище это, как правило, непонятное и неприятное. Никаких милых мультяшек и жизнеутверждающих историй. Сегодняшняя заметка посвящена одному из лучших представителей альтернативной анимации, зовут его Фил Маллой (а не Мюллой, как у нас иногда пишут).



Фил Маллой - британский режиссер ирландского происхождения. В 1973 г. закончил Королевский колледж искусств. Затем около 15 лет работал сценаристом и режиссером короткометражных фильмов. Из-за постоянных проблем с финансированием Фил, по совету жены, уходит в анимацию, выбирая максимально дешевую и быструю технику производства мультфильмов.

Черные человечки

Несмотря на то, что Фил Маллой - относительно современный аниматор, которому еще далеко до творческой "пенсии", многие его работы уже можно назвать классическими - именно про них мы будем говорить. На рубеже 80-90-х Фил начинает создавать ставшие впоследствии культовыми мультфильмы. Графический стиль максимально простой - черные человечки на белом фоне. Все персонажи похожи друг на друга, напоминают чертиков или скелетиков. Все объекты изображены грубо и примитивно. Персонажи словно нарисованы грязью (на самом деле - чернилами). До 2000-х художник редко использует какие-либо цвета кроме черного и белого. Иногда появляется красный цвет, когда нужно изобразить кровь или огонь.


1994-1996 - 10 заповедей


1994-1996 - 10 заповедей

Человеческие пороки

В центре внимания у Маллоя - все самые худшие проявления человеческой натуры: насилие, жадность, нетерпимость, мракобесие, моральная и интеллектуальная деградация. Очень подходит для всего этого русское слово "чернуха". Мрачность и жестокость в мультфильмах Маллоя просто зашкаливают. Эксперты называют такой стиль красивым выражением "сатирический гротеск". Однако Маллой отходит далеко от простого высмеивания пороков человеческого общества и осваивает территорию отчаянного сарказма. Это настроение человека, который в режиме реального времени наблюдает пришествие ангелов апокалипсиса: высмеивать что-либо уже нет смысла, а бояться божьей кары - поздно. Мультфильмы Маллоя, сделанные как будто в спешке за несколько минут до Конца света - послание будущим цивилизациям, некий месседж для потомков: посмотрите, каким был род homo sapiens, не повторяйте ошибок "черных человечков"! В общем, у Маллоя настолько всё плохо, что хоть в петлю лезь.


1991 - Ковбои


1992 - Звуки музыки

"10 заповедей"

С самого начала Фил Маллой объединяет свои мультики в мини-сериалы со сквозной темой. Первым таким мини-сериалом стали "Ковбои" (1991), в котором Фил издевается над жанром классического вестерна. В рамках проекта "История мира" (1994) Маллой успел сделать только три серии, в которых показывает альтернативный взгляд на возникновение языка и письменности, предпосылками чему в древности послужили, по Маллою, сексуальные комплексы. Да и в наше время в основе человеческого поведения лежат примитивные животные инстинкты. А так называемая "цивилизованность" - миф и лицемерие. Конечно, не нужно соглашаться с этой точкой зрения. Не будем забывать, что перед нами - гротеск, чрезмерное преувеличение. Но и бредом безумного художника я бы это не назвал: всё, что изображает Маллой - проекция темной стороны человеческой природы. Видимо, Маллой очень хорошо ее видит и чувствует.


1994 - История мира

Самой крупной работой Фила Маллоя в формате мини-сериала стали "10 заповедей" (1994-1996) - это 10 мрачнейших историй, иллюстрирующих всем известные законы мироздания. Какие-то серии получились удачными, какие-то - не очень. Порой сложно понять связь между происходящим и указанной в названии эпизода заповедью. Но некоторые метафоры просто сражают наповал - например, персонаж дает в морду самому богу за то, что ОН нарушает заповедь "не убий". Вообще, здесь Маллой отвешивает солидный пинок религиозным догмам и традициям. "10 заповедей", пожалуй, можно даже назвать богохульственным произведением. sessil_b несколько лет назад проинтерпретировал каждый эпизод - этот автор единственный в ЖЖ, кто освещал творчество британского аниматора.


1994-1996 - 10 заповедей

"Нетерпимость"

Еще одной крупной работой Маллоя является трилогия "Нетерпимость" (2000-2004). В 2000-е Фил Маллой немного меняет стиль, привлекая больше цветов, а также компьютерные технологии для ускорения мульт-производства. После пародии на вестерн в "Ковбоях" Фил извращается над жанром фантастической (космической) драмы. В "Нетерпимости" ключевым символом является зеркало. Во-первых, по сюжету именно зеркало запускает ход событий. Во-вторых, режиссер сталкивает две цивилизации (земляне и зоги, отличающиеся от первых неожиданной физиологической особенностью), и каждая для каждой является своеобразным зеркалом. Земляне наблюдают за отвратительным на их взгляд образом жизни зогов и приходят к решению уничтожить "неправильную" цивилизацию. Аллюзии на реальные исторические события очевидны. "Аморальность" (в кавычках) другой расы - это отражение реальной аморальности землян. Со стороны зогов происходит то же самое. И это только первая часть трилогии. "Нетерпимость" - программная работа Фила Маллоя. Само название указывает на главный объект сатиры и сарказма аниматора.





Фил Маллой - мизантроп или псих?

Кроме мини-сериалов у Маллоя есть и отдельные очень сильные работы, выполненные в том же стиле: "Звуки музыки" (1992), "Ветер перемен" (1996), "Цепь" (1997). Сюжет пересказывать не буду - там тоже всё очень плохо...


1997 - Цепь

Главная ошибка в восприятии Маллоя - это повесить на него ярлык безумного эпатажника, выступающего против системы. Низкое эстетическое качество работ - аргумент в пользу тех, кто Маллоя не принимает. Но вернемся к альтернативной анимации, у которой совершенно другой подход, чем у анимации традиционной. Здесь главное - мощный эффект, достигаемый минимальными средствами. Далее мы можем задаать вопросы: на что направлен эффект? Насколько он осмысленный? Пустой ли это выпендреж или серьезное послание? Однозначного ответа тут нет, в том числе, и насчет Маллоя. На мой взгляд, Фил Маллой очень хорошо понимает, что делает.

Если проследить его биографию, то мы увидим, что Фил Маллой - вовсе не какой-будь андерграундный деятель, антирелигиозный бунтарь или художник-мизантроп, обиженный на весь мир. Маллой - художник очень даже системный, многие его анимационные работы созданы при поддержке телевидения и национального Совета искусств (Art council). Все эти жуткие, якобы "аморальные" и "извращенные" мультики спокойно показывались по британскому телевидению. Маллой сотрудничал с британским общественным телеканалом Channel 4 и с MTV. Для ЭмТиВи в середине 90-х аниматор создал серию анимационных заставок "Смеющаяся луна" - думаю, эти трагикомические зарисовки помнят все, кто смотрел музыкальный канал лет 15-20 назад.



По видеороликам и фоторепортажам в интернете видно, что Фил Маллой - не депрессивный мизантроп, а вполне открытый, позитивный человек, участвующий в огромном количестве анимационных мероприятий по всему миру. В одном интервью Маллой шутит: "Моя жена - известный аниматор. Сын снимает фильмы для фестиваля Санденс. Дочка сняла на Кубе полнометражный игровой фильм и стала знаменитой. Вся моя семья делает фильмы, но я - хуже всех". Его творчество - проявление британского черного юмора. На мой взгляд, Маллой продолжает направление "Монти Пайтонов", только в экстремальной форме. После освоения компьютера процесс создания мультфильмов занимает еще меньше времени, благодаря чему фильмография Фила Маллоя стремительно пополняется новыми пунктами.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments