altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Пьер Паоло Пазолини. Часть 1: произвольная...


Долго думал, с чего начать серию обзоров работ выдающегося итальянского режиссера. 12 фильмов, все такие разные, неподдающиеся типологизации и обобщению. Как известно, киноведы выделяют в его творчестве так называемую "Трилогию жизни" (основанную на средневековых произведениях литературы), а также объединяют первые два фильма в рамках итальянского неореализма. Однако, на мой взгляд, стилистическое и тематическое объединение работ Пазолини - непозволительная роскошь, ибо мы рискуем упустить нечто важное в творческом пути режиссера. Путь же этот растянулся всего лишь на 14 лет, которые прошли для нашего героя на одном дыхании, без остановок. Образно выражаясь, 14 лет - это один большой фильм Пьера Паоло Пазолини, разбитый на отдельные главы, читать которые можно в произвольном порядке.
С чего начать изучение фильмографии - тоже непонятно. Каждый кинокритик посоветует какой-то свой фильм. Хоть выбирай наугад и смотри... Точно, вот этим мы и займемся! Доверимся жребию и будем выбирать наугад по три фильма, таким образом, проведем этот эксперимент четыре раза.

Первый жребий указал нам на следующие три фильма: "Свинарник", "Евангелие от Матфея", "Аккаттоне".
Вот уж действительно, ничего общего. Особенно не состыкуются первые два. Итак, начнем...

1."Свинарник"(1969)

Не самое лучшие, но и не худшее, начало для изучения фильмографии Пазолини. Здесь есть многое, что типично для его творчества: древние мотивы, изображение архетипических инстинктов, антибуржуазная направленность, физическая жестокость, демонический дух в человеке... Пазолини копает очень глубоко. Но как он соединяет все эти сами по себе сложные элементы в единое кинопроизведение? Соединить их в одно повествование, в один сюжет, очевидно, невозможно. Поэтому Пьер Паоло показывает две истории (первобытную и современную), которые непонятным образом переплетаются, но не пересекаются (словно спирали ДНК). Такой подход подсказывает нам, зрителям: непосредственно сюжет здесь не важен, кино выводит нас на уровень глубинной челоческой психики, вплоть до первобытных архетипных представлений о мире. Время и место действия - это поверхность кино, повод для зрителя уставиться на киноэкран и полтора часа наблюдать это странное действо. При этом Пазолини не строит из себя психолога, понятие "психологические отклонения" в его фильмах абсолютно неуместно (хотя строго говоря именно их мы везде и наблюдаем). Нет, Пазолини - кинорежиссер, немного философ, и не более того. Пазолини не психоанализирует, он именно режиссирует действие, добавляя к привычному трехмерному изображению четвертое измерение - измерение скрытого в древности, мистического и непознанного человеческого духа.
По сути, мы сформулировали основной творческий подход режиссера, в большей или меньшей степени присущий всем его фильмам. Получается, "Свинарник" - отличное введение в киномир Пазолини, возможность в самом же начале познакомиться с его творческими "заморочками", чтобы в дальнейшем адекватно воспринимать всё, что он нам покажет. А покажет он нам такое - закачаетесь...

2."Евангелие от Матфея" (1964)

Здесь, слава богу, уже гораздо меньше философии, но расслабляться рано. "Евангелие от Матфея" считается одной из лучших экранизацией библейского жизнеописания Иисуса. Очень качественная поставка, в которой режиссер не позволяет себе отойти от библейского канона. Хотя кто-то может усмотреть в изображении Христа революционный или антибуржуазный образ. Не думаю, что Пазолини был столь помешан на критике социального строя, чтобы примешивать ее в этот фильм - цельность была бы нарушена. Пожалуй, в "Евангелие от Матфея" вообще нет никакого подтекста - это нас приучили видеть его даже там, где его нет. Особенно если мы смотрим фильм такого скандального режиссера, как Пьер Паоло Пазолини.
Пазолини снял историю о Христе потому, что она сама по себе многое в себя вмещает. Мы видим историю о духе в мире людей, историю об уникальном опыте взаимодействия двух миров: человеческого и метафизического. И это не фантастика, не мистика - обычное повествование, таким оно, наверное, и должно быть. Зачем мудрить? Трагические события (распятие) показаны беспристрастно, беспафосно, отстраненно. Пазолини как бы говорит: это не трагедия, это - притча, древняя, мудрая, красивая.
"Евангелие от Матфея" наглядно показывает нам, что все фильмы Пазолини - стилистически выверенные и стилистически насыщенные.

3."Аккаттоне" (1961)

По сравнению с "тяжеловесными" работами Пазолини "Аккаттоне" - своего рода "мыльная опера", типичная социальная драма о жизни римского маргинала в поисках своего места в обществе. Это дебютный фильм режиссера, так что философской глубины от него ждать не стоит. Можно расслабиться. Хотя расслебление получится относительным, так как фильм совсем не веселый. Герой, обладающий естественной натурой бунтаря и пытающийся найти некую гармонию в условиях экономической разрухи, всеобщей эмоциональной скудности, духовной беспросветности, проигрывает борьбу с жизнью. Человеческая природа приносится в жертву, скажем так, объективной реальности. Для Пазолини это - трагедия духа, которому мир не дал самореализоваться. В общем, начало 60-х в Италии - скверное время...

Часть 2: "Кентерберийские рассказы", "Цветок 100 ночи" и Теорема"
Часть 3: "Медея", "Мама Рома", "Птицы большие и малые"
Часть 4: "Декамерон", "Царь Эдип", "Сало, или 120 дней Содома"
Часть 5: избранные сцены
Жизнь за фильм - равноценный обмен
(о фильме "Сало, или 120 дней Содома")
Док.фильм "Разговоры о любви" (1964)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment