altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Борис Дёжкин. О, спорт, ты - мульт!

Мастера короткометражной анимации, выпуск №49

Было время, папы и дедушки болели за "Спартак" и "Динамо", а малыши переживали за "Вымпел" и "Тюльпан". Из какого чемпионата эти команды? Из виртуальной лиги имени Б.П.Дёжкина. Легендарный мультипликатор Борис Петрович Дёжкин - создатель собственной мультвселенной. В советской анимации я не припомню другого подобного случая (сериалы не в счет). Мультфильмы Дёжкина объединяют не только спортивная тематика, сквозные персонажи, но и определенное мировоззрение, присущее обителям этой "вселенной". На первый взгляд, это не более чем стопроцентно развлекательные мультики, качественно сделанные, но не несущие глубокого смысла. Смысловых слоев и скрытых подтекстов в них действительно нет, но талант мгновенно погружать зрителя в авторский "виртуальный мир" выводит Дежкина на уровень гениальнейших аниматоров.



Эта заметка посвящена спортивной мультипликации Бориса Петровича, хотя в его режиссерской фильмографии спортивные мультики занимают не более половины позиций, однако именно эти работы представляют собой уникальное направление советской (да и мировой) анимации. Движение, динамика - основа развлекательной анимации. Борис Дёжкин без преувеличения один из крупнейших мастеров динамики за всю историю данного вида искусства. А какая сфера деятельности является самой динамичной? Конечно, спорт! Павел Шведов, один из авторов портала animalife.ru, отметил, в чем заключалась уникальность Дёжкина: "Невероятно талантливо передавал драматургию спортивных соревнований, экспрессию поединка, эмоции спортсменов и публики". Для полноты картины отметим, что Дежкин - создатель суперхита "Чиполлино" и еще множества сказочных и сатирических мультиков.

Борис Петрович Дёжкин по образованию слесарь-инструментальщик, но с детства ему больше всего нравилось рисовать. В перерывах между работой он рисовал карикатуры. Талант пора было реализовывать. Сначала были курсы карикатуристов при журнале "Крокодил", потом - первые в стране курсы мультипликаторов (1934 г.). В 1936 году создана студия "Союзмультфильм", и Дёжкин стал одним из первых ее сотрудников. В довоенный период Дёжкин работал в качестве художника - постановщика самых сложных, динамичных сцен. За "мастера динамики" боролись лучшие режиссеры студии, а его сцены во время просмотра мультфильма узнавались моментально. Во время войны художник потерял глаз. Рассказывает жена Ольга Гайдук-Дежкина: "Студия еще не успела эвакуироваться, и ребята ходили тушить зажигалки, ловить бомбы. В тот день они сидели у Романа Давыдова, который впоследствии снял «Маугли». Бомба попала в дом, Борис закрыл своим телом жену, и осколком поразило левую сторону его лица".

После войны Дежкин из художников-мультипликаторов переходит в режиссеры. Вместе с товарищем Геннадием Филипповым создает несколько фильмов. Возможно, тандем двух мастеров динамики продержался бы несколько десятилетий и подарил бы нам множество шедевров, если бы не преждевременная смерть Филиппова в 1952-м. В 50-х Дежкин ставит мультфильмы совместно с известным мастером Мстиславом Пащенко, а к 60-ым наконец переходит к самостоятельной работе. К середине 60-х полностью складывается индивидуальный стиль Дёжкина, ориентированный на рисованную анимацию диснеевского типа. Собственно, Дёжкина даже называли "русским Диснеем". Из-за любви к американской школе анимации у него в 50-е годы - эпоху господства "эклера" - возникали проблемы на студии. Ранее аниматор досконально изучал фильмы Диснея, перерисовывая целые сцены. Несмотря на приверженность "диснеевщине", Дёжкину удается сформировать собственный узнаваемый стиль. Особенно хорошо это видно по персонажам, имеющим четкое деление на условно "плохих" и условно "хороших". Кажется, что персонажи повторяются из мультфильма в мультфильм - это не так, они все разные, но во внешности каждого есть несколько черт, благодаря которым мы моментально идентифицируем героя как "плохого" или "хорошего".

"Плохиши"



"Хорошисты"



По творчеству Бориса Петровича можно проследить развитие всей советской спортивной анимации. Давайте посмотрим, с чего она начиналась.

Вторая половина 1940-х - битва зверюшек

Дёжкин и Филиппов создают несколько мультфильмов, все персонажи в которых - животные. Здесь мы видим два первых советских спортивных мультика - "Тихая поляна" (1946) и "Кто первый?" (1950). В первом зайцы и медведи играют в футбол, во втором - заяц, лисенок и два медвежонка устраивают велогонки. Благодаря мастерски нарисованным динамичным эпизодам мультики держат в напряжении, чему способствует также голос профессионального спортивного комментатора Вадима Синявского (в мультике он - ежик-комментатор). Привлечение известных теле-радиокомментаторов для усиления эффекта присутствия на реальном спортивном состязании - одна из находок Дёжкина. Правда, в этих двух мультиках данный эффект снижается из-за того, что мы видим на экране "плюшевых" диснеевских зверюшек, а не статных спортсменов. Воспринимать такое мельтешение мультяшек как серьезное соревнование никак не получается.


"Тихая поляна"


"Кто первый?"

1950-е - битва игрушек

В середине 50-х Дёжкин создает еще два спортивных мультика (совместно с Пащенко) - очень успешный "Необыкновенный матч" (1955), получивший несколько международных наград, и продолжение "Старые знакомые" (1956). Вместо милых уязвимых зверюшек - хоть и оживленные волшебством мультипликации, но как бы не совсем живые обитатели магазина игрушек. Когда деревянные и мягкие игрушки (а именно их противостояние мы видим в этих мультиках) отвешивают друг другу тумаки в пылу спортивной борьбы - такое зрелище захватывает сильнее и при этом не вызывает переживаний за здоровье персонажей. Представьте на их месте зайчиков и белочек - нет, не вариант... Другими словами, Борис Дёжкин с помощью рисованных игрушек выходит на более высокий уровень передачи спортивного напряжения.


"Необыкновенный матч" (футбол)


"Старые знакомые" (водное поло)

1960-70-е - битва людей

С приходом Оттепели Борис Дежкин окончательно обретает статус самостоятельного режиссера и делает логичный ход: героями его спортивных мультфильмов становятся люди. Меняются не только типажи - меняется идеология: в "битве зверей" не было четкого разделения на "хороших" и "плохих" - там все были миленькие-хорошенькие; в "битве игрушек" мы видим без всяких условностей плохие "деревяшки" и хороших плюшевых мальчиков. В "битве людей" всё сложнее: хорошие остаются хорошими, а плохие только на первый взгляд плохие - хамоватые, самоуверенные, хулиганистые. Однако по мере развития сюжета "плохие" спортсмены оказываются хорошими парнями, просто недостаточно воспитанными. Возникает даже неожиданный эффект: условно "плохие" выглядят более интересными и харизматичными, чем скучные и предсказуемые "хорошие". За кого тут болеть - вот вопрос!

Очень хорошо видна разница в атмосфере дежкинских мультфильмов 50-х и 60-х. Образно выражаясь, в его мультвселенной сменилась власть - одновременно с реальными событиями в Советском Союзе. В 50-е творчество аниматоров сковывала идеология с четким делением на своих и чужих. Дилогия с игрушками - яркий пример. С наступлением хрущевской Оттепели Дёжкина прорвало. Режиссер явно отрывался на полную катушку. Помимо захватывающей спортивной составляющей его мультфильмы демонстрируют комедийные трюки на грани пошлости (чувствуется влияние Чаплина), музыкальные рок-н-ролльные номера, плюс женские персонажи с намеком на эротичность, да и вообще возникает ощущение какого-то бесконечного карнавала. Именно в этот период были созданы самые яркие и в какой-то степени самые смелые мультфильмы Бориса Дёжкина.


"Снежные дорожки" (1963) - лыжи


"Шайбу! Шайбу!" (1964) - "Метеор" против "Вымпела".


"Матч-реванш" (1968) - очередная победа "Вымпела".


"Метеор на ринге" (1970) - бокс


"В гостях у лета" (1972) - приключения спортсменов на природе


"Футбольные звезды" (1974) "Астра" против "Тюльпана".


"Талант и поклонники" - прыжки с шестом

1980-е - последние работы Дёжкина

В мультфильмах этого периода чувствуется некая усталость аниматора (возраст уже послепенсионный). Посвященный олимпийскому мишке м/ф "Первый автограф" (1980) просто плохо прорисован, динамика практически исчезла. Последним мультфильмом Бориса Петровича стала сатирическая зарисовка "Не опоздал" (1984), которую можно также рассматривать как воспоминания режиссера о былых шедеврах. Главный герой просыпается, одевается, спешит на работу. В разных эпизодах он воображает себя спортсменом - боксером, легкоатлетом. Понимая, что опаздывает, герой с целью ускорения превращается в легкоатлетический шест. Это хоть и не спортивный мультик в чистом виде, но оригинальная ностальгическая точка в спортивной анимации Бориса Дёжкина.



***
Для поколения советских аниматоров 1960-х и более поздних Борис Дёжкин - один из самых авторитетных учителей. Эксперты говорят о существовании "дежкинской школы мультипликата". Один из его учеников - Вячеслав Котёночкин, который прославился циклом сверхдинамичных мультиков "Ну, погоди!". Насколько я могу судить, в последние годы возрастает интерес к творчеству Дёжкина, тогда как главный советский историк анимации С.В.Асенин в своих книгах не уделил ему ни одного абзаца - только отдельные упоминания. В 2016 году в Курске - родном городе аниматора - проводился Фестиваля российской анимации имени Бориса Дёжкина.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments