altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Аво Пайстик. Сюрр для самых маленьких

Мастера короткометражной анимации, выпуск №43

Эстонская анимация - интереснейший пласт, причудливым образом соединяющий дикую фантазию авторов, шизофреничный сюрреализм, злободневность, непривычный графический стиль. Сегодня - рассказ еще об одном культовом представителе эстонской школы анимации. И если Прийт Пярн и Рейн Раамат, о которых мы уже говорили, в большей степени ориентировались на взрослую аудиторию, то Аво Пайстик прославился своими детскими мультиками, сохранившими основные черты безумной эстонской анимации.



О Пайстике очень мало информации. Может сложиться впечатление, что у этого режиссера самая обыкновенная аниматорская судьба. Аво Пайстик начинал карикатуристом, как и очень многие коллеги по всему миру, потом пришел на студию "Таллинфильм", где начал делать мультики. В 58 лет (в середине 90-х) уходит из анимации. И вот тут в скудных источниках встречаются удивительные факты: после завершения анимационной карьеры Аво Пайстик становится христианским пастором и пророком, предсказавшим Второе Пришествие в 2033 году! Перефразируя популярный мем: это же Эстония, расслабься!

Но ближе к делу. Те, кому сейчас в районе 40 лет, наверняка видели по ТВ мультики или рассматривали книжки - своего рода печатные варианты мультиков - "Клабуш" и "Муфта, Полботинка и Моховая Борода". Если открыть отзывы, например, на Рутрекере, мы увидим комментарии от благодарных зрителей, которые спустя много лет получили возможность пересмотреть любимые мультфильмы детства. Эти отзывы вызвали у меня приятное недоумение. Почему недоумение - потому что вышеупомянутые произведения у меня абсолютно не ассоциируются с "любимыми мультфильмами детства". Почему приятное - потому что они раскрывают новые, неожиданные грани советской детской анимации, и это замечательно! То, что делал Пайстик, совершенно не похоже на такие хиты, как "Простоквашино", "Ну, погоди!", "Карлсон", "Чебурашка" и т.д., сочетающие захватывающий сюжет, запоминающихся персонажей, приятную "картинку", песни, крылатые фразочки... Мало сказать, что у Пайстика всего этого нет, мы видим у него элементы, в какой-то степени "опасные" для детского восприятия - особенно это касается дилогии "Муфта, Полботинка и Моховая Борода". Но начнем с "Клабуша".

"Клабуш" - это три 10-15-минутных детских мультика, созданных с 1978 по 1981 г.: просто "Клабуш", "Клабуш, Нипи и злая рыба", "Клабуш в космосе". Основа сценария - рассказы эстонского писателя Яана Раннапа.



Клабуш - это вымышленное яйцеобразное существо, чем-то напоминающее Лунтика. Первая сцена - появление Клабуша на свет - похожа на аналогичную сцену с Лунтиком ("я родился!"). Возможно, здесь есть прямое влияние. Три мультика - три приключения Клабуша и его друзей - других необычных существ, сначала в обычной среде, потом в морской среде и наконец на другой планете. Самое интересное в этой трилогии - это "фантастические твари", их поведение в забавных и трагикомичных ситуациях. Сюжет здесь не так важен, часто он прослеживается с трудом. Примечательно, что диалоги вообще отсутствуют. На первом плане - галерея забавных мультяшек. Примерно через 10 лет эту тему подхватит Иван Максимов.





Рисовка у Пайстика нарочито нечеткая, образы хрупкие, карикатурные, возникает ощущение, что действие находится на грани хаоса. Как будто вот-вот история превратится в шизофренический поток сознания. Такой стиль имеет много общего с "пилотовским" - возможно, и здесь есть прямое влияние. Сложно поверить, что советские дети с интересом смотрели эти мультики, не получая при этом психические травмы.

Самым известным творением Аво Пайстика является "Муфта, Полботинка и Моховая борода" - два 30-минутных мультика о приключениях накситраллей, придуманных другим эстонским писателем по имени Эно Рауд. Накситралли - разновидность гномов с тонкой душевной организацией. Накситралли живут среди людей, но любят дикую природу. В мультфильме три главных героя-гнома, чьи имена вынесены в название. Вот как они выглядят:







Если "Клабуш" вроде бы предназначен для детей до 8 лет, то трилогия про накситраллей - для детей постарше. Даже учитывая более зрелый возраст потенциальной аудитории мультфильма, мы задаемся вопросом: неужели ЭТО разрешали смотреть советским детям? Во-первых, изображение кажется небрежным, даже халтурным - в сравнении с лучшими образцами детской советской анимации. Много крупных планов, статичных объектов - кажется, режиссер и его команда хотели как можно быстрее завершить работу. Во-вторых, сюжет и некоторые сцены явно недетские и связаны они с жестоким обращением с животными. В первой серии три героя противостоят стае диких котов, захвативших особняк старушки (хотя выглядят они вполне как домашние, и невольно задаешься вопросом: что же там случилось, раз десятки кошек оказались в диких условиях??). В итоге котов удалось изолировать на острове. В мультике есть экшн-сцены, которые могут вызвать тревожные чувства у несовершеннолетнего зрителя.



Во второй серии гномы спасают город от бешеных крыс, нашествие которых явилось прямым следствием исчезновения диких котов. С крысами уже не так церемонятся, их просто уничтожают на глазах зрителя (например, в кадр попадает момент, когда автомобиль давит крыс). В конце мы наблюдаем настоящее рубилово.



"Муфта, Полботинка и Моховая борода" - мультик не в коем случае не плохой или халтурный, просто он такой специфический. Фильм цепляет сюрреалистичной, депрессивной атмосферой, в которой светлыми пятнами являются наши забавные и дружелюбные накситралли (что впрочем не мешает им бороться с дикими существами). Усиливает атмосферность великолепная синтезаторная музыка легендарного эстонского композитора Свена Грюнберга, местами напоминающая мелодии Анджело Бадаламенти из сериала "Твин Пикс". Саундтрек к этому мультфильму можно слушать как самостоятельное музыкальное произведение.

Если вынести за скобки эстонское безумство, то мы увидим, что "Клабуш" и "Накситралли" отражают правильные, полезные для детей идеи: не будь одиночкой, ищи друзей, вписывайся в любую движуху (в пределах разумного, конечно), познавай мир в движении!

***
В фильмографии Аво Пайстика присутствуют еще несколько малоизвестных, но достаточно интересных работ. Дебютом были "Цветные карандаши" (1973) - детский мультик, без подвохов. "Цветные карандаши" перекликаются с "Хромофобией" (1966) Рауля Сервэ - оба мультфильма провозглашают торжество цвета над серостью.



"Мелочь" (1975) - абсурдная зарисовка о том, как разные люди помогали герою починить машину.



Лучшей, на мой взгляд, работой Пайстика является "Сон технократа" (другое название - "Воскресенье") 1977 года. Это уже эстонская анимация во всей красе. Запутанный сюжет, странные образы, шизофреническая рисовка. Во время просмотра у меня неожиданно возникли ассоциации с сериалом "Черное зеркало".





"Пылесос" (1978) - психоделический триллер. Мужик купил пылесос, который, оставшись без присмотра, начинает всасывать в себя всё сущее.





***
В настоящее время имя Аво Пайстика почти не известно массовому зрителю, но творчество эстонца остается востребованным среди любителей анимации, экспертов и историков, чему подтверждение - именная ретроспектива Пайстика в рамках программы эстонской анимации "МультфЭст" (2011 год, Москва).

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments