altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Гермина Тырлова. Кукольная "поэзия" для детей

Мастера короткометражной анимации, выпуск №40

Есть такое мнение насчет того, почему кукольная анимация в массовом восприятии сильно проигрывает рисованной: "ожившие" куклы воздействуют на подсознание зрителя, вызывая у него страх или отвращение, ведь куклы - это предметы, они не должны двигаться сами по себе. Если почитать отзывы любителей анимации, можно найти подтверждение этой гипотезе: кукольные мультфильмы, даже сделанные на высочайшем уровне мастерства, часто отталкивают по непонятным причинам, не связанным с художественными особенностями произведения. С другой стороны, была в Чехословакии Гермина Тырлова - из числа самых выдающихся кукольных аниматоров мирового уровня. Ее мультфильмы (за редким исключением) вызывают только приятные, "детские" эмоции, в них много теплоты и дружелюбия. С.В.Асенин, известный советский исследователь анимации, называл творчество Тырловой "стихией поэтической сказочности", "поэтическими превращениями, которые помогают выразить атмосферу детства, праздничность радостного детского мировосприятия".



Как мы уже знаем, в середине 20 века в Чехословакии сформировалась, пожалуй, крупнейшая в мире школа кукольной (объемной) анимации: Трнка, Шванкмайер, Земан, Тырлова и другие. И какая она была разная, чешская кукольная анимация! Ян Шванкмайер - удивительный сюрреалист, взрывавший мозг грубым вторжением оживших предметов в мир людей. В более традиционных фильмах Иржи Трнки много странностей и тревожности. Совсем другая специфика у Гермины Тырловой, которая сразу ориентировалась на детскую аудиторию без всяких подтекстов и скрытых идей.

В детстве Гермина научилась делать куклы у отца, который работал с деревом и вырезал из него маленькие фигурки. Информации о семье очень мало, где-то пишут, что отец был шахтером и погиб, когда дочке было несколько лет. В 1920-е годы Гермина приезжает в Прагу, начинает работать на телевидении и вместе с мужем Карелом Додалом делает рекламные анимационные ролики. В начале Второй Мировой войны Карел Додал эмигрирует за океан (США, потом Аргентина), Гермина Тырлова остается на родине и переезжает в город Злин. Местная киностудия Готвальдов вскоре станет легендарной - благодаря не только Тырловой, но и Карелу Земану, культовому режиссеру игрового ("Тайна острова Бэк-Кап") и мультипликационного кино ("Крабат – ученик колдуна"). В Злине Гермина Тырлова создала более 60 короткометражных мультфильмов, рассмотрим самые интересные.

Во время войны Тырлова выпускает мультик "Ферда-муравей" (1942), который стал очень популярным в Европе, а образ персонажа-муравья стал народным.



В 1947 году появляется "Бунт игрушек", сочетающий анимацию и игровые эпизоды с актером, которые снимал другой режиссер. Послевоенные чешские мультфильмы часто обращаются к недавним историческим событиям - например, "Посадил дед репку" Трнки, в котором детская сказка контрастирует с трагическим настроением. Тырлова же показывает комедию о том, как куклы - обитатели игрушечной мастерской - расправляются с нацистом, который зашел сюда, видимо, с целью поживиться чем-то ценным. Этот детский антифашистский фильм получил кучу наград на фестивалях.



Самые интересные, на мой взгляд, мультики Гермина Тырлова создавала на рубеже 50-х и 60-х годов. "Свинопас" (1958) - легкая, приятная экранизация сказки Г.Х.Андерсена.



"Маленький поезд Колеячек" (1959) содержит впечатляющие железнодорожные декорации.







"День расплаты" (1960) неожиданно поражает мрачными сценами в духе мистических триллеров (а название больше подходит для какого-нибудь боевика), хотя это обычная нравоучительная история о том, что надо быть "хорошим мальчиком". Игровые эпизоды усиливают тревожность. Нетипичный для Тырловой фильм, который реально может вызвать неприятные ощущения.





М/ф "Любопытное письмо" (1961) дает возможность с интересом понаблюдать за тем, как функционирует чешская почтовая служба.



В 1960-е годы Гермина Тырлова создает серию мультфильмов - "шерстяных сказок", с куклами, сделанными из шерстяных ниток. Есть сквозные персонажи - мальчик и девочка.



В этих мультиках мы можем восхититься мастерством обращения с необычными шерстяными куклами и повседневными предметами. Особенно хочу отметить, как Тырлова изображает различные природные стихии и явления - с помощью шерстяных ниток!

Палящее солнце и вода ("Шерстяная сказка", 1964)




Снег, горы ("Снеговик", 1966)




Звездное небо ("Рождественская ёлка", 1968).


Из выпущенных в 60-е отмечу еще пару мультфильмов - очень красивую "Бисерную сказку" (1968)...





... и "Синий передничек" (1965), который как будто по недоразумению попал в фильмографию Гермины Тырловой. Этот фильм с непонятным сюжетом пытается быть одновременно детским и авторским. Возможно, Тырлова пыталась экспериментировать, тем более тогда был расцвет "чешской новой волны", многие творцы обращались к стилистике сюрреализма, вот и в данном мультике преобладают сюрреалистические сцены, но замысел, к сожалению, прослеживается с трудом.







В 1970-е появляется еще одна серия мультфильмов от Гермины Тырловой со сквозными персонажами, сделанными из плоских тряпочек. Тырлова временно отказывается от объемных кукол и переходит к плоским марионеткам. Также снижается возраст целевой аудитории: если прежние работы были интересны детям школьного возраста, то новые откровенны рассчитаны на детсадовцев. Это мультики с простейшими сюжетами с участием различной домашней живности и девочки-хозяйки.

1971 - Телёнок-бродяга


1972 - Розовые очки


1972 - Сон пёсика


1972 - Утка-пройдоха


1974 - Ослик Ушастик


***
Можно долго восхищаться мастерством оживления кукол Гермины Тырловой и оценивать ее выдающийся вклад в воспитание чехословацких детей, но в то же время необходимо признать, что такая анимация все-таки устарела - современные дети и последующие детские поколения вряд ли будут такое смотреть, а взрослые зрители вряд ли найдут повод для ознакомления с мультфильмами Тырловой. Но забвение им не грозит, со временем будет укрепляться их статус классических произведений, которые необходимо хранить, словно музейные экспонаты.


ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments