Итак, несколько заметок по итогам пересмотров "Рокко и его братья", "Леопард", "Гибель богов", "Людвиг", "Невинный". К другим фильмам я по разным причинам не стал обращаться.

Для начала несколько "фирменных фишек" Лукино Висконти - для тех, кому когда-нибудь предстоит открыть для себя этого режиссера.
1. Упадок семьи - любимая тема Висконти. "Леопард", "Гибель богов", "Людвиг", "Невинный" - эпические полотна об увядании аристократического рода. Причины тому - глобальные социально-политические процессы, происходившие в Европе во второй половине 19 века - начале 20 века, и падение нравов в высших кругах вследствие инцестов, браков между двоюродными братьями и сестрами или между дальними родственниками. Висконти, пожалуй, лучше всех в кино раскрыл эту тему, причем сделал это красиво. Благодаря ему мы можем насладиться красотой трагического увядания рода. "Висконти наслаждался тлением странно-прекрасной жизни, где изничтожается изысканная красота и нежная материнская любовь", - пишет
2. Самоубийство - логическое продолжение предыдущей темы. Часто Висконти завершал фильмы сценой самоубийства ("Гибель богов", "Людвиг", "Невинный"), в финале "Леопарда" казалось, что вот-вот это произойдет, последние кадры наполнены мрачным предчувствием трагедии. В "Рокко" старший из братьев Симоне не погибает, но весь фильм по сути занимается саморазрушением.
3. Намеки, скрытые и явные - их полно в каждом фильме Висконти. Может показаться, что Лукино Висконти - "закрытый" режиссер, в какой-то степени высокомерный, выдерживающий дистанцию от зрителя. Но нет, он постоянно заигрывает с нами, как правило, незаметно. Пересмотр как раз помогает увидеть эти заигрывания - намеки на резкие, порой аморальные идеи, которые нельзя высказать прямо - это нарушило бы интонацию фильма. Если присмотреться, можно почувствовать за внешней пафосностью действия иронию. Во многом благодаря такой многослойности 3-часовые киноленты Висконти смотрятся легко, на одном дыхании.
4. Длинный хронометраж не должен испугать потенциального зрителя Висконти - у режиссера он абсолютно оправдан. Вот, например "Леопард", о котором
Теперь пару слов о каждом фильме.
"Рокко и его братья" (1960) - семейная драма о трагических последствиях столкновения двух итальянских менталитетов - импульсивного южного и продуманного северного.

"Леопард" (1963) - история последнего благородного представителя аристократического рода - таким нет места в новом мире.

"Гибель богов" (1969) - энциклопедия пороков на фоне прихода к власти нацистов.

"Обратное дифференцирование разума и человечности, инцест и безумие, отвращение, мерзость, испорченность, искусственные цветы, душно-сладкий запах венков увядания, гниения и тления..." (отсюда).
"Людвиг" (1972) - биографическая драма + исследование предпосылок зарождения нацизма задолго до 1930-х (вспоминается еще "Белая лента" Ханеке).

"Невинный" (1976) - хорошая иллюстрация того, о чем пишет известный ЖЖ-психолог evo-lutio: дефолты, фрустрации, "плюсы/минусы".

Мой ТОП-5 Лукино Висконти:
1. Смерть в Венеции
2. Людвиг
3. Гибель богов
4. Леопард
5. Рокко и его братья
Ну и ваши ТОПы с интересом изучим.