altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Энтони Лукас. "Тим Бёртон встречает Лотту Райнигер"

Мастера короткометражной анимации, выпуск №30

Призрачный мир в духе произведений Эдгара По раскрывает перед нами австралийский аниматор Энтони Лукас. В его мультфильмах, как любят выражаться современные кинокритики, Тим Бертон встречает Лотте Райнигер. Работы Лукаса с элементами мистики и готики действительно напоминают бёртоновскую "вселенную" - "Сонная лощина", "Эдвард руки-ножницы", "Труп невесты"... А название одного из фильмов американского режиссера - "Мрачные тени" - можно использовать для краткого описания анимационного стиля Энтони Лукаса. Но кто такая Лотте Райнигер? - спросите вы.

Шарлотта Райнигер - изобретательница силуэтной анимации, в 1920-х годах прославилась полнометражным мультфильмом "Приключения принца Ахмеда". Последователем Лотты является как раз Энтони Лукас. Известна история о том, как Энтони случайно открыл для себя силуэтную анимацию: однажды во время работы над мультфильмом в студии погас свет - фигуры в темноте превратились в силуэты. Вот так художник нашел свой стиль и вскоре стал одним из самых интересных аниматоров начала 21 века.



В справочных материалах отмечается, что Лукас не испытывал влияния Райнигер - это логично, учитывая, что аниматор пришел к силуэтам случайно. Технически стили обоих аниматоров хоть и похожи, но по духу, по настроению они совершенно разные. Лотте делала в основном детские анимационные сказки, тогда как работы Лукаса - мрачные произведения для зрителей постарше. Вот как выглядит силуэтная анимация у Райнигер:



А вот кадр из фильма Лукаса:



Чувствуется разница.
Важно отметить, что Энтони Лукас - независимый аниматор, у него своя студия в Мельбурне - "Spindly Figures". Всего работ у него немного, чему основная причина - недостаток финансирования. В интернете можно найти длинный список нереализованных проектов, среди которых - анимационные версии "Терминатора", "Франкенштейна", "Падения дома Ашеров", "Метрополиса", "Мухи" и др. В фирменном стиле Лукаса это всё выглядело бы чрезвычайно удивительно и впечатляюще. Из реализованных проектов самым известным и самым лучшим является научно-фантастический 25-минутный фильм "Загадочные географические исследования Джаспера Морелло" (2005), соединяющий в себе стимпанк, сюрреализм, фантастические идеи в духе Жюля Верна.



Мультфильм принес мировую славу своему создателю и получил номинацию на "Оскар", но премию вместо реального шедевра получила какая-то ерунда - типичная для "Оскара" ситуация. "Загадочные исследования" - уникальный мультфильм с увлекательным сюжетом и ощущением пограничности. Энтони Лукас - мастер создания атмосферы не хуже братьев Квэй, и здесь он создает плотную атмосферу на границе живого / неживого, реального / нереального. В истории есть эпидемия чумы, борьба с природной стихией и с монстрами, поэтому в мультфильме много жертв, но их гибель воспринимается как нечто обыденное, нетрагическое. Грань между жизнью и смертью стирается - возникает ощущение, что все персонажи уже мертвы, а то, что мы видим - игры умирающего воображения.





Использование силуэтов - плоских черных фигурок без лиц, вечно окутанных туманом или дымом фабрик - усиливает ассоциацию с потусторонним миром. Кроме того Лукас по минимуму использует цвет - достаточно необычный прием для анимации. В "Загадочных исследованиях" мы видим изображение в бледных оттенках синего, коричневого, серого.



"Джаспер Морелло" хоть и относится к силуэтной анимации, фактически представляет собой смешанный стиль. К плоским силуэтам добавляются тщательно прорисованные "объемные" предметы, не обошлось и без 3D-графики.







Для меня это шедевр, в котором замечательно воссоздается специфическая атмосфера, продумана каждая деталь, имеется интересный сюжет с вариантами - это, кстати, еще один нереализованный проект Энтони Лукаса.

Остальные работы аниматора неплохи, но заметно уступают "Загадочным исследованиям". Один из ранних мультиков Энтони Лукаса "Страна теней" (1988) больше похож на эксперимент с темными фигурками-человечками и насекомыми. Очень мрачно и не очень интересно.





Еще один странный эксперимент, напоминающий "алхимические" опыты братьев Квэй - "Амфибия" (1991).





Мультфильм "Задерживая дыхание" (2002) - качественный образец мрачной силуэтной анимации. Сюжет и постапокалиптическая атмосфера навевают депрессию.





Еще один постапокалиптический фильм Энтони Лукаса - "Тонкий плод" (1999), неожиданно не силуэтный, а объемный. На первый взгляд это смешной мультик про забавное существо:



Но потом мы видим, где оно живет...



... и понимаем, что перед нами - последствия ядерного апокалипсиса, а существо - мутант, обреченный на скорую гибель. Затем происходят трагикомичные события. "Тонкий плод" - мрачный на самом деле мульт, было бы странно, если бы у Э.Лукаса было иначе.

***
Как мы уже поняли, Энтони Лукас в своих мультфильмах любит изображать те самые "мрачные тени", обитающие в пограничной плоскости между реальным и потустороннем мирами. Австралийский аниматор нашел свой стиль и успешно его воплотил, правда, в последнее время Энтони занимается чем угодно, только не анимацией: театральные постановки, выставки, инсталляции... Обидно, если оригинальная анимация Лукаса на этом закончится - идей хватило бы на десяток шедевров.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments