altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Что круче: "Жизнь Адель" Vs "Нимфоманка"

Эта битва пройдет под вывеской "18+" - сегодня в жестокой схватке встретятся две самые яркие, самые шокирующие, самые обсуждаемые эротические драмы последних лет: "Нимфоманка" (реж. Ларс фон Триер) и "Жизнь Адель" (Абделатиф Кешиш). Оба фильма объединяют не только софт-порно-сцены и внушительный хронометраж, но и общая тенденция для современного европейского мэйнстримного/фестивального кино, которое становится более откровенным, показывающим самые интимные стороны человеческой жизни. Неслучайно оба фильмы сняты в Европе режиссерами, которых многие считают "артхаусными". Триер - скандалист, мастер троллинга, эпатажа. Кешиш - режиссер более спокойный, утонченный, эстетичный. Такие разные персонажи, в какой-то степени противоположности. Кто из них лучше справился с задачей раскрыть интимный мир героев (точнее - героинь)?



Фаворита определить сложно - слишком противоречивые показатели у "Нимфоманки" и "Адели". Затрудняет сравнение то, что лента Триера представлена в базах Кинопоиска и IMDB в виде двух фильмов. Если суммировать количество оценок двух частей на IMDB, то "Нимфоманка" превзойдет "Жизнь Адель" более чем в полтора раза. Аналогичные показатели последней на Кинопоиске намного скромнее - там "Адель" заметно уступает любой из частей "Нимфоманки". С другой стороны, средняя оценка у фильма Кешиша выше там и там, причем на IMDB она выше очень так солидно (7,8 против 7.0/6.7). Наконец, "Жизнь Адель" получила главную премию на Каннском кинофестивале, "Нимфоманка" же осталась вообще без наград. Предпочтения кинокритиков понятны, солидарны ли с ними киноблогеры - скоро узнаем. Напоминаю, что в этом формате победителя определяют блогеры, публикующие свои отзывы и рецензии в ЖЖ. На основе их оценок я составляю рейтинг фильма: у кого он выше, тот и побеждает в битве.

Жизнь Адель / La vie d'Adèle / реж. Абделатиф Кешиш

Плюсы:
Ошибочно воспринимать "Жизнь Адель" как фильм о лесбиянках. Любому внимательному зрителю очевидно, что цель фильма - не пропаганда однополой любви, а отражение процессов в сознании нового поколения европейцев. В этом плане "Жизнь Адель" - кино многослойное. С одной стороны, это утонченная, эмоциональная история любви, в которой есть место таким вечным темам, как страсть, предательство, сложности взросления. Режиссер мастерски управляет эмоциями и, показывая предельно откровенные для художественного игрового кино сцены, удивительным образом не скатывается в пошлость или эпатаж. Да, сцены многих шокируют, но главное в них - не "физика", а эмоциональные переживания. Никого ощущения "грязи" не возникает, наоборот, Абделатиф Кешиш демонстрирует высокий эстетический вкус. Конечно, важную роль сыграл и идеальный подбор актрис.
С другой стороны, "Жизнь Адель" - социальная драма, в которой показываются различия между разными социальными слоями - условным "пролетариатом" (Адель) и гламурной элитой (Эмма). Через историю отношений в условиях социального неравенства Кешиш показывает проблемы европейского буржуазного мировоззрения, поэтому сам фильм некоторые блогеры называют антибуржуазным. Режиссер связывает надежды на оздоровление общества с новым поколением европейцев, представительницей которого является "живая", чувственная Адель - в противовес холодной, циничной Эмме. "Жизнь Адель" очень тонко, деликатно, без лишнего эпатажа раскрывает болезненные перемены в сознании европейцев. Плюсы:

- необычная история любви
- отсутствие ЛГБТ-пропаганды
- глубокий социальный смысл фильма
- актерская игра
- операторская работа

Минусы:
Слабое место "Жизни Адель" - это сюжет. История не отличается оригинальностью, она предсказуемая, прямолинейная. В течение 3 часов хронометража зритель неизбежно заскучает. Сократить длительность фильма можно было бы за счет чересчур долгих сексуальных сцен, которые к тому же и повторяются несколько раз. Раздражает манера съемки с обилием крупных планов, указывающая на то, что кино снял типа артхаусный режиссер, желающий угодить модным фестивальным критикам. Режиссер пытается раскрыть некоторые проблемы современной европейской молодежи, но получается пафосная пустышка: за "модной" артхаусной оболочкой нет какого-либо глубокого смысла. Минусы:

- слабый сюжет
- избыток откровенных сцен
- артхаусность
- хронометраж

Соотношение оценок: ЗА - 5 авторов, ПРОТИВ - 4 авторов, нейтрально - 4.
Итоговый рейтинг: +1

Цитаты:

"Это просто история любви и взросления, помещённая в актуальные европейские рамки, снятая и сыгранная в стопроцентном европейском стиле". отсюда

"Жизнь Адель" - это эмоциональное, трогательное, очень интимное кино. И дело не в откровенных сексуальных сценах, а в самой подаче главного человеческого чувства". отсюда

"Осязая время, фильм отражает оформившийся у европейцев переход от запретности однополой любви к её равнозначности, представляя драматическую, наполненную многими перипетиями историю любви". отсюда

"И если на секундочку забыть о том, что это фильм о лесби, то перед нами разворачивается вполне себе обычная драма, главные участники которой – завтрашние пациенты ПНД". отсюда

"Одна половина фильма стоящая, а другая совершенно пустая, потому что из довольно простой истории ты решил сделать трехчасовое эпичное полотно, но вышла лишь простенькая стерильная картина". отсюда

Все отзывы и рецензии

Нимфоманка / Nymphomaniac / реж. Ларс фон Триер

Плюсы:
В "Нимфоманке" Ларс фон Триер демонстрирует свое глубокое понимание женской природы. Удивительно, как режиссеру-мужчине удалось очень точно показать особенности развития женской сексуальности и ее нездоровые отклонения. "Нимфоманка" - отличная иллюстрация теорий, связанных с психоанализом и фрейдизмом. Несмотря на писхологическую загруженность, фильм смотрится очень легко (даже если смотреть обе части подряд), а в сюжете нет серьезных провисаний. "Нимфоманка" - это больше чем кино об интимных уголках женской души, это серьезное философское исследование на тему борьбы двух начал в человеке - природного инстинктивного и цивилизованного. Триер посредством истории героини по имени Джо недвусмысленно заявляет: Природа в человеке сильнее Цивилизации, никакие моральные нормы не способны заглушить животные инстинкты. Поведение "цивилизованного" Селигмана в конце фильма - мощное подтверждение этому. Режиссер развивает тему до более масштабного уровня и показывает кризис западного мировоззрения.
Триер наполняет фильм различными "подсказками": отсылками (часто упоминаются отсылки на Тарковского), метафорами, библейскими аллюзиями - всё это помогает интеллектуальному зрителю еще глубже погрузиться в концепцию режиссера. Триер заигрывает со зрителем и порой это заигрывание доходит до издевательства, но вряд ли это "минус". Да, Триер - тролль и садист, но это "проблема" Триера, а не фильма. "Нимфоманка" - это хоть и ядовитое, эпатажное, но гениальное послание Триера современному европейскому обществу. Плюсы:

- раскрытие темы с точки зрения психоанализа
- много смыслов
- критика современного западного мировоззрения
- интересные режиссерские приемы
- музыкальные композиции помогают понять замысел режиссера
- легко смотрятся обе части
- эпизод с Умой Турман

Минусы:
Триер, может быть, и хорош как психолог, знаток женских тайн, но в данном случае он забыл, что в кино главное - история. В "Нимфоманке" история примитивна, сумбурна, она рассыпается на эпизоды, среди которых есть гениальные и просто глупые, ненужные. В истории нимфоманки Джо нет цельности. Режиссер переборщил с эпатажностью. Откровенные сцены могут быть хорошим художественным приемом, но у Триера их неоправданно много, из-за чего увеличивается хронометраж. Стремление режиссера потроллить зрителя уже надоело и не вызывает ничего кроме зевоты. Всё это мы уже с Триером проходили. Самоповторы - явный признак режиссерской усталости. Многие видят в "Нимфоманке" философские идеи. Действительно, в первой части Триер выстраивает более-менее цельную концепцию, но во второй части сам же разрушает ее своим троллингом. Таким образом, фильм просто теряет смысл. "Нимфоманка" - это бессмысленный, скучный, псевдофилософский троллинг от уставшего режиссера, страдающего депрессией или какими-то другими душевными недугами. Минусы:

- много ненужных эпизодов
- отсутствие цельности в сюжете
- слишком много эпатажных сцен
- излишний, предсказуемый троллинг
- раздутый хронометраж
- плохая актерская игра
- неудачный финал

Соотношение оценок: ЗА - 8 авторов, ПРОТИВ - 4 автора, нейтрально - 6.
Итоговый рейтинг: +4

Цитаты:

"Весь фильм, в котором демонстрируется сплошная механика, на проверку оказывается фильмом о поисках настоящей любви, с той же одержимостью, с которой фанатики прежних времен искали Бога". отсюда

"Троллинг-маркетинг в исполнении Триера оказался куда ярче и талантливее самого фильма". отсюда

"Известный датский манипулятор в привычном для себя издевательском стиле приводит свой приговор ушедшей в тупик европейской цивилизации, отказавшейся от мистических неизведанных корней Натуры в пользу рационального объяснения мироустройства". отсюда

"Нескончаемый, чисто триеровский выпендрёж. Как к этому относиться – решайте сами". отсюда

"Чёрт побери, если ЛАРС на самом деле не латентная ЖЕНЩИНА, то я не знаю чем и объяснить столь тонкое, детальное, глубокое, деликатное, точное изображение психологического портрета непростой женщины". отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+1 Жизнь Адель
+4 Нимфоманка

Оба фильма не могут похвастаться запредельным рейтингом. Чуть лучше, по мнению наших блогеров, в жанре эротической драме сработал датский провокатор.

Все выпуски.
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments