altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Ян Леница. Ударим абсурдом по шаблонам!

Мастера короткометражной анимации, выпуск №22

Ян Леница и Валериан Боровчик в конце 1950-х навели шороху в европейской анимации, раздвинув ее рамки за пределы популярного искусства. Фактически это одни из основоположников авторской анимации, если не считать эксперименты Макларена, Фишингера, Лен Лая и др., далекие от анимации в народном понимании этого вида искусства. Мультфильмы Леницы и Боровчика также далеки от массового вкуса, но имеют хотя бы сюжет, персонажей, некие подобия концепций. Сейчас их анимационные работы выглядят устаревшими, бессмысленными, интересны они только киноведам и любителям "артхаусной" анимации. В большей степени это касается мультфильмов Боровчика, тогда как произведения Леницы являются более осмысленными и "цепляющими" зрителя необычными образами. В итоге Леница оказался более успешен и более признан как аниматор, Валериан же Боровчик зациклился на своей эротике. Кстати, оба начинали как художники киноафиш - в Польше это был уникальный пласт изобразительного искусства.



В конце 1950-х Боровчик и Леница совместно сделали несколько фильмов, потом их пути разошлись - художники вообще разъехались по разным странам. Дальнейшая биография Леницы вполне благополучная и особого интереса не представляет: фестивали, награды, выставки, преподавательская деятельность в престижных университетах. Ознакомимся с анимационным наследием Яна Альфредовича.

Основа стилистики мультфильмов Яна Леницы - это абсурд. Большинство его работ сделаны на основе произведений Эжена Ионеско или под их влиянием. Ионеско - французский драматург румынского происхождения, один из основоположников течения абсурдизма, на Википедии есть подробный разбор его метода. Так что если вам интересен абсурдизм в искусстве, Ян Леница - ваш "клиент". К сожалению, несколько фильмов Леницы не удалось найти в Сети.

1959 - Monsieur Tête (совместно с Анри Грюэлем)
Сюжет этого и других мультфильмов Леницы сложно пересказывать, а примитивный стиль изображения вряд ли способствует пониманию сути происходящего. Понятны общие очертания истории: "Monsieur Tête" - фильм о человеке, который борется с системой, пытаясь сохранить свою индивидуальность. Символом потерянной индивидуальности является отделенная от тела голова.





Главный герой выглядит вполне привлекательно, даже несмотря на то, что нарисовал его как будто ребенок без каких-либо предрасположенностей к ИЗО. Другие персонажи - представители "системы" - выглядят нелепо и порой монструозно.





1961 - Новый Янко Музыкант
По мотивам рассказа Генрика Сенкевича. В этой работе Леница смешивает различные культурные пласты: древние мифы, деревенский фольклор, футуристическую утопию.







1963 - Лабиринт
Самый известный мультфильм Леницы. Безумная смесь абсурда, сюрреализма и Кафки.







1964 - Носорог
По рассказу Эжена Ионеско. По словам аниматора, это фильм о конформизме. В "Носороге" можно увидеть несколько идейных слоев: за внешней абсурдной бессмыслицей кроются социальная сатира, пародия на элитных псевдоинтеллектуалов, а еще глубже - трагедия утраты индивидуальности. Люди теряют человеческое начало и превращаются в носорогов и других животных или еще хуже - в бездушные механизмы.







1965 - «А»
Самый доступный для понимания фильм Леницы. Сюжет предельно прост: живет себе спокойно человек, вдруг к нему в дом вламывается огромная бука А и начинает его терроризировать. Когда уходит А, приходит Б... В титрах мы видим ироничную цитату Эжена Ионеско о том, что алфавит длинный и повторяется циклически. Искать конкретный смысл в этой истории бесполезно, каждый увидит в ней что-то своё...





Мультфильмы Яна Леницы интересны тем, что интерпретировать их можно по-разному. С их помощью можно поупражняться в философствованиях или развивать нестандартное мышление. "Я всегда любил двигаться к периферии искусства", - говорил Ян Леница. Все эти мультфильмы действительно обитают где-то на периферии искусства, их невозможно анализировать общепринятыми киноведческими категориями. Анимация дает много возможностей художникам, стремящимся размывать границы между видами искусства и культурными пластами, и Ян Леница, работавший не только как аниматор, но и как иллюстратор, дизайнер, художник-график, в полной мере воспользовался этими возможностями. Если каждая его работе в отдельности не несет ярко выраженного посыла, то его творчество в целом открыто призывает людей не воспринимать мир стандартно и шаблонно, бороться за свою индивидуальность.

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments