altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Что круче: "Исходный код" Vs "Грань будущего"

Эта битва сверхзрелищных фантастических боевиков пройдет под забавной вывеской "Битва Сурков". Все же понимают, причем тут сурки? Ладно, объясню. В 1993 году вышла комедийная мелодрама "День сурка", в которой главный герой (Билл Мюррей) много раз проживает один и тот же день. Такой сюжетный прием оказался настолько удачным, что фильм до сих пор является хитом телеэфиров, а фишку с попаданием героя в один и тот же день начали использовать и другие режиссеры, нисколько не комплексуя по поводу "оригинальности" идеи. (Между прочим, только один блогер заметил, что первый "день сурка" был снят в СССР за 6 лет до американского - см. "Зеркало для героя"). В 2000 году появилась шведская пародия "Снова голый", а в текущем десятилетии этот сюжетный прием проник в научную фантастику и стал основой сценариев таких фильмов, как "Грань будущего" и "Исходный код". Более ранний Source Code сразу стали сравнивать с "Днём сурка", а спустя три года Edge of Tomorrow неизбежно попал под сравнение и с тем, и с другим. Если вынести первооснову за скобки, то у нас вырисовывается интересная битва двух фантастических блокбастеров, чьи сюжетные корни уходят в 1993 год, в известную всем историю про телеведущего Фила Коннорса...



Сначала сравним статистические данные и определим фаворита битвы. Количество оценок на Кинопоиске и IMDB примерно равное (на КП чуть больше у "Исходного кода", на IMDB больше оценок у "Грани будущего", в сумме больше у второго). По средней оценке чуть впереди "Грань будущего". Значит, фаворит - фантастический боевик Дага Лаймана. Но мы-то знаем, что здесь фавориты побеждают далеко не всегда. Кто действительно лучший - определят наши киноблогеры и специальный рейтинг, который составляется на основе отзывов и рецензий, опубликованных в ЖЖ-киноблогах.

Исходный код / Source Code / реж. Дункан Джонс

Плюсы:
"Исходный код" - это не просто зрелищный блокбастер, это зрелище в квадрате. В фильме удачно сочетаются жанры, которые зрелищны сами по себе - детектив и триллер. Соединив детективную интригу и остросюжетное действие, режиссер Дункан Джонс не дает зрителю продохнуть - все полтора часа держится высочайшее напряжение, зритель с большим интересов наблюдает за поиском террориста и пытается догадаться, КАК это всё организовано с технической точки зрения. Получив качественный сценарий, Дункан Джонс идеально распределил динамику фильма и сохранил интригу до самых последних секунд. Режиссер молодец еще и потому, что дает зрителю возможность эмоционально вовлечься в действие, сопереживать главному герою - этому способствуют уместные сентиментальные сцены с участием Джилленхола, Мишель Монахэн и Веры Фармиги. Кто-то увидел в фильме скрытый подтекст - критику американского милитаризма: военная система США готова жестко эксплуатировать простых солдат (в данном случае мы видим эксплуатацию сознания умершего солдата) ради достижения цели. В целом, "Исходный код" может восприниматься не только как отличный киноаттракцион, но и как экзистенциальная драма, в которой затрагиваются вопросы жизни и смерти, точнее, жизни после смерти. Как и в любом голливудском блокбастере, в Source Code можно заметить логические недочеты в сюжете, но здесь они не имеют никакого значения, потому простительны. Подведем итоги "позитивного" анализа фильма, который радует нас следующими достоинствами:

- хорошая динамика действия
- удачное сочетание зрелищных и драматических сцен
- интересный, непредсказуемый финал
- возможность сопереживать героям
- достойная работа актеров
- критика милитаризма
- экзистенциальная тема

Минусы:
Создатели фильма нашли интересное развитие идеи "Дня сурка", но мало что из нее выжали. Получился предсказуемый сюжет с множеством нелогичностей и смазанным финалом, хотя на основе сюжетообразующей фишки можно было бы сделать умный, нестандартный фантастический триллер. Но Дункан Джонс выбрал самый легкий путь, сделав одноразовый блокбастер со стандартным голливудским набором: бессмысленный экшн, разбавленный плохо сыгранными сентиментальными сценами + типичный голливудский хэппи-энд. Всё это явно указывает на ориентацию на попкорновую аудиторию, которую можно успешно кормить киноштампами. Не выдерживает никакой критики техническая концепция использования сознания умершего человека для выявления террористов. Понятно, что "Исходный код" - это фантастика, которую глупо упрекать в нереалистичности. Но "внутренняя вселенная" фантастики по-своему реальна и строится на определенной логике. В данном фильме логика и реалистичность практически отсутствуют. Почему спецслужбы используют именно такой изощренный и не вполне надежный способ борьбы с терроризмом? Каким образом им удалось "оживить" сознание погибшего солдата, учитывая, что это невозможно с точки зрения физиологии? Нам ничего не объясняют. Создатели фильма как бы прикрывают недосказанностью логические провалы: зачем что-то объяснять, если можно насытить действие динамикой - среднестатистический зритель даже не успеет заметить подвох. Таким образом, "Исходный код" - типичный голливудский блокбастер, основанный на бредовом сюжете и созданный с целью манипуляции попкорновой аудиторией. Соберем все минусы в единый список:

- много нелогичностей в сюжете
- плохо использована оригинальная идея
- предсказуемость
- неудачный финал
- голливудский пафос
- незапоминающиеся актерские работы

Соотношение оценок: ЗА - 9 авторов, ПРОТИВ - 3 авторов, нейтрально - 5.
Итоговый рейтинг: +6

Цитаты:

"<Фильм> добротный как вареная кукуруза - поел и пошел дальше без особых переживаний для желудка". отсюда

"Но там, где другим скрежет железа и фейерверки пуль застят глаза, Джонс уверенно правит эмоциями, внося дозированную инъекцию романтики, героического пыла и горечи утраты". отсюда

"Дункан Джонс рисует для солдата настоящее чистилище, которое выглядит ужаснее любой смерти". отсюда

"Идея фильма «Исходный код» - яркий пример откровенного бреда: как можно залезть к какому-то человеку в сознание? Конечно с помощью непонятного устройства, которое в фильме даже не упоминается!" отсюда

"Такой мрачный День Сурка с параллельными мирами и подпространствами". отсюда

Все отзывы и рецензии

Грань будущего / Edge of Tomorrow / реж. Даг Лайман

Плюсы:
"Грань будущего" - один из самых успешных фантастических боевиков за последние несколько лет, который выгодно смотрится на фоне "Трансформеров" и т.п. за счет сценария без глупых ляпов и хорошего, непошлого юмора. Это редкий голливудский блокбастер, в котором можно наблюдать эволюцию характеров персонажей. Отлично подобран актерский состав - даже те, кто не любят Тома Круза, отмечают, насколько удачно он вписался в образ майора Кейджа. А Эмили Блант и вовсе сразила мужскую аудиторию! Их персонажам хочется сопереживать. В фильме нет проблем с динамикой, зрелищностью, спецэффектами - всё сделано и продумано очень качественно. "Грань будущего" идет на полчаса дольше, чем "Исходный код", но смотрится так же на одном дыхании. Edge of Tomorrow - "честный" блокбастер без претензии на глубокий смысл и скрытыми подтекстами, разве что можно заметить ироничное обыгрывание жанра военной драмы (вспоминается "Спасти рядового Райана"). В общем, качественное зрелище с отличным сочетанием экшена, драмы и юмора. Соберем все плюсики вместе:

- интересная идея в основе сценария
- отсутствие очевидных ляпов в сюжете
- динамичность
- имеется развитие характеров персонажей
- хороший актерский состав
- качественные спецэффекты
- юмор без пошлостей
- отсылки на известные фильмы в жанре военной драмы

Минусы:
"Грань будущего" - типичный блокбастер в жанре боевой фантастики, со скучным и предсказуемым сюжетом. Наблюдать множество однообразных эпизодов, когда Кейдж попадает в одну и ту же ситуацию, быстро надоедает. Хоть и нет в сценарии откровенных ляпов, мелких нелогичностей в сюжете предостаточно. Вместо того, чтобы стать в итоге заштампованным боевиком, Edge of Tomorrow мог бы быть антивоенной драмой с элементами сатиры и пародии - в этом случае к качественному экшену с оригинальной идеей добавился бы интеллектуальный слой, поднимающий фильм на более высокий уровень и выводящий его за пределы любых жанровых ограничений. Кроме того, можно было бы и инопланетян сделать поинтереснее, придумать для них полноценную сюжетную линию. Но нет, получился типичный одноразовый боевик в научнофантастической обертке, как и Source Code, манипулирующий низменными зрительскими потребностями - в данном случае к попкорновому зрелищу добавляется откровенная эксплуатация привлекательного женского образа Эмили Блант, возбуждающего фантазии мужской аудитории. Еще один фактор, влияющий на повышение кассовых сборов. Резюмируем все недостатки:

- много нелогичностей в сюжете
- предсказуемый, скучный сюжет
- непонятная концовка
- плохо прописаны инопланетяне
- эксплуатация женского образа для мужской аудитории

Соотношение оценок: ЗА - 13 авторов, ПРОТИВ - 3 автора, нейтрально - 3.
Итоговый рейтинг: +10

Цитаты:

"Фильм не совсем про день сурка, он скорее навеян компьютерными игрушками типа Doom, когда сохранился и идешь, пока не убьют, а в следующий раз уже знаешь, где какие враги". отсюда

"Грань будущего" - это прекрасный образец хорошего, крепко сбитого фантастического боевика, сделанного с желанием где не надо не перемудрить, но и во вселенскую тупость не впасть". отсюда

"Перефразируя слоган: "Смотри. Кайфуй. И снова." отсюда

"В "Грани будущего" герой прет, как баран, в одни ворота, выключает мозг совсем (а зачем он солдату?) и побеждает, кажется, лишь благодаря одному своему упорству, доведя его до автоматизма". отсюда

"Эмили Блант - боевитая красотка, просто услада для мужских глаз". отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+6   Исходный код
+10 Грань будущего

Таким образом, Даг Лайман качественнее, чем коллега Дункан Джонс, реализовал научнофантастический вариант "Дня сурка". Фаворит подтвердил свой статус.

Все выпуски.
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments