altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Валериан Боровчик. Странно всё это...

Мастера короткометражной анимации, выпуск №18

Все видели безумные сюрреалистические польские киноплакаты, которые порой представляли большую художественную ценность, чем рекламируемые с их помощью фильмы. Валериан Боровчик был одним из таких плакатистов (см. работы), сейчас он более известен как режиссер эстетских эротических игровых фильмов. Но нас больше интересует другая его ипостась - аниматора, одного из основоположников польской авторской анимации.



Боровчика-аниматора относят к сюрреалистам, но, скорее, из-за необходимости приклеить к этому авангардному художнику хоть какой-то ярлык. Типа "пусть будет сюрреалистом". Да, есть влияние сюрреализма и в целом авангардного искусства Европы первой половины 20-го века, но Боровчик настолько искусно обходил любые каноны, штампы, модные течения, что его творчество бессмысленно помещать в какой-либо контекст. Хотя соблазн есть, особенно у критиков, которые всегда стараются отыскать в произведениях скрытый философский или политический подтекст. Мультфильмы Боровчика чрезвычайно просты - они "ни о чем", эксперимент ради эксперимента, они в большей степени интересны историкам анимации или художникам с похожим мировоззрением. Самый известный последователь Боровчика - Терри Гиллиам, который начинал как аниматор и делал анимационные вставки для Монти Пайтона. К его фильмам так же сложно приклеить ярлыки, например, "арт-хаус" или "мэйнстрим".

Мультфильмы Боровчика - мультфильмы только технически, а по сути - это экспериментальный видеоарт. Зачем это смотреть - честно говоря, не знаю. Однако Валериан Боровчик считается значимой фигурой в истории авторской анимации, поэтому отдельную заметку необходимо ему посвятить. Некоторые его работы все-таки интересны визуально, хоть и не несут серьезной смысловой нагрузки.

До конца 50-х годов Боровчик работал в Польше, большинство его фильмов этого периода созданы совместно с выдающимся польским аниматором Яном Леницей. Примечательно, что работали они на студии документальных фильмов, а не в анимационной студии. В то время в Польше развивалась популярная анимация, которая была объемной (кукольной). Боровчик и Леница пошли в разрез моде и предложили плоскую анимацию, представляющую собой оживленный коллаж. Пересказывать сюжеты бессмысленно - их почти что и нет. В фильме "Вознагражденные чувства" (1957) можно заметить склонность Боровчика к эротике, которая в 70-е расцветет у него пышным цветом в игровом кино.
Название отображается при наведении курсором.









В 1959-м Валериан Боровчик сваливает во Францию. Конечно, там легче работать такому нестандартному художнику. 1960-е - самый интересный период польского художника-аниматора. Три работы достойны внимания для всех, кто интересуется авторской анимацией. "Астронавты" (1959, совместно с Крисом Маркером) выполнены с использованием той же коллажной техники и покадровой съемки живого актера. По сюжету это что-то типа фантастической комедии: мужик изобрел странный летательный аппарат, с помощью которого можно подглядывать за девушками в окна (для этого имеется перископ) и даже летать на Луну. Ближе к финалу начинается что-то типа "Звездных войн". В общем, полный абсурд, но смотрится забавно.



"Ренессанс" (1963) - интересный визуальный эксперимент. В начале мы видим кучу хлама и обломков, которые постепенно собираются ("возрождаются") в свой первоначальный вид, а именно в стол, куклу, коробку и т.д. Понятно, что Боровчик снял процесс уничтожения предметов, а потом смонтировал его в обратном порядке. Хочется найти в этом фильме метафоры из окружающей жизни, но вряд ли здесь есть глубокий экзистенциальный смысл.



"Игры ангелов" (1964) - самый лучший и самый известный мультфильм Боровчика. Интересен фильм тем, что представляет собой некую смысловую матрицу, в которую сам зритель может вложить идею, концепцию, подтекст. Это очень странный и мрачный мультик про некий завод по созданию ангелов. Обращаются там с ними не очень хорошо... Что происходит на самом деле - понять не возможно. Но можно домыслить. Например, у меня возникали ассоциации с нацистскими концлагерями, но явных намеков на ужасы войны у Боровчика нет. Элементы эротики вносят еще больше неясности.





В 1967 году Валериан Боровчик сделал анимационную комедию абсурда в полном метре "Театр месье и мадам Кабаль". В конце 60-х уходит в игровое кино...

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (подробнее здесь).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment