altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Юрий Норштейн. Несколько заметок из норштейноведения

Мастера короткометражной анимации, выпуск №17
Юрий Норштейн в анимации - как в игровом кино Андрей Тарковский, о котором накопилось так много материалов (книг, статей, воспоминаний и т.д.), что в киноведении даже появилось такое направление, как "тарковсковедение". Норштейн - один из немногих мастеров анимации, заслуживших свое персональное "-ведение". В связи с тем, что информации о нашем сегодняшнем герое в интернете предостаточно, а его главные шедевры всем хорошо известны, я не буду пересказывать общеизвестные вещи, а сделаю подборку собственных заметок с цитатами из разных источников.


Ю.Норштейн на фоне "своего портрета" от Рембрандта (Эрмитаж).

***
Посмотрев несколько документальных фильмов и телепередач о Норштейне, я понял, откуда "растут ноги" его шедевров ("Ежик в тумане", "Сказка сказок" и др). В ТВ-цикле "Монологи в 4 частях" он вспоминает, как в детстве рассматривал альбом с репродукциями картин и представлял в воображении, как нарисованные персонажи начинают оживать и двигаться. Маленький Юра Норштейн мысленно путешествовал по пространству картины. Став художником-аниматором, Юрий Борисович облегчил эту же задачу зрителям: его мультфильмы - это многоплановые и многослойные живописные полотна, в которых масса деталей оживляется и начинает двигаться, но уже без наших мысленных усилий.

***
Упомянутые выше два мультфильма - пожалуй, два главных шедевра Норштейна - в разных экспертных опросах признаются лучшими мультфильмами за всю историю. Или по крайней мере входят в число 3-5-10 лучших. При этом нельзя сказать, что "Ежик" и "Сказка" предлагают захватывающий сюжет или некую авторскую "вселенную". Эти фильмы производят эффект примерно такой же, как некоторые картины в музеях, возле которых можно стоять часами, разглядывая детали и приемы со светотенью. Эффект погружения в вымышленное объемное пространство плоской картины. Секрет норштейновского эффекта - изобретенная им анимационная техника перекладки бумажных фигур (плоских!) на нескольких уровнях (стеклянных ярусах). Таким образом возникает эффект объемности изображения, который производит особое впечатление и магически воздействует на подсознание зрителя в туманных ("Ежик в тумане") и в сумеречных ("Сказка сказок") сценах.
Не менее важны и другие "фирменные фишки" Норштейна - взаимодействие света и тени + изображение мимики персонажей. Гениальное использование этих приемов - следствие глубоких познаний живописи (в интервью и воспоминаниях Норштейн ссылается на десятки художников разных стран и эпох) и врожденной способности чувствовать "мир" картины. Как известно, Юрий Норштейн изначально планировал стать художником, но судьба привела его в анимацию...

***
1968 - 25-е, первый день (совместно с А.Тюриным)
Первая работа в режиссерской фильмографии пока что не является "норштейновской" по стилю. Это "революционно-романтический этюд", посвященный Октябрьской революции, явно заказная работа. Если отвлечься от революционной ленинской идеологии мультфильма, то можно без какого-либо отторжения полюбоваться "оживлением" авангардной живописи 1910-20 годов. Особенно хочется отметить прием взаимодействия красного и серого цветов. Фильм, видимо, получился чересчур смелым, экспрессивным, хоть и идеологически "правильным", и в следующие несколько лет Норштейн имел проблемы с возможностью работать режиссером самостоятельно.





1971 - Сеча при Керженце (совместно с Ивановым-Вано, легендарным советским аниматором, одним из учителей Норштейна).
Этот фильм интересен как пример "оживления" таких направлений в живописи, как иконопись и фресковая живопись. Мы уже видели оживление живописи русских реалистов, абстрактной живописи, китайской акварельной живописи, авангардной живописи (см. выше) и т. д., и вот - иконы с фресками. "Сеча при Керженце" - очень красивый мультфильм, сюжет в котором основан на легенде о граде Китеже. Вряд ли детям интересное такое смотреть, мультфильм выполняет скорее образовательно-эстетическую функцию и помогает приобщиться к древнерусской истории.







1973 - Лиса и Заяц
Первый самостоятельный фильм режиссера. Секрет успеха мультфильма (премии на нескольких фестивалях) - использование в оформлении сцен русской народной прялочной росписи. Норштейн, знаток искусства и мифологий, в своей статье "Заново отыскать простоту..." объясняет, что прялочная роспись вносит гармонию в хаос, связывает мир в единое целое. Благодаря этому приему "Лиса и заяц" становится не просто экранизацией всем известной сказки - это в какой-то степени психотерапевтический детский мультик (есть такая штука - сказкатерапия), способствующий укреплению психики ребенка, вытеснению страхов. Вот такой психоанализ, оказывается, заложен в этом мультфильме!







1974 - Цапля и журавль
Норштейн называл этот мультфильм первым "своим", т.е. чисто норштейновским. В "Монологах" Юрий Борисович вспоминает, что долго думал о том, в какую среду поселить персонажей. Изначально это было обычное болото, но получалось скучно и некрасиво. Однажды режиссеру попались на глаза фотографии древнегреческих руин, и вскоре появилась идея использовать в изображении развалины русской усадьбы. Птицы замечательно в них "сели"! "Цапля и журавль" - фильм элегантный, манеры и движения персонажей продуманы тонко и точно. Норштейн вводит в простенькую русскую народную сказку благородство и высокомерие аристократов, утративших свой влиятельный статус. Как выразился alexander_pavl, "Цапля и журавль" - это "безупречное совершенство, которым можно наслаждаться до бесконечности".







1975 - Ежик в тумане
Суперхит анимации мирового уровня на все времена! Забавно, но в детстве многие из нас испытывали страх, дискомфорт во время просмотра мультика про заблудившегося в тумане ёжика. Вот парочка характерных отзывов. contello, знаток и любитель кино-ужасов, составил ТОП-10 самых страшных мультфильмов, и на первом месте видим этого колючего монстра постапокалипсиса нашего любимого ёжика в тумане )) О чем это всё говорит - о том, что "Ежик" реально воздействует на подсознательном уровне.
А если серьезно, "Ежик в тумане" - продукт гениальных технических изобретений Норштейна, которые пришлось придумывать "в условиях технической недооснащенности". Позже коллеги со всего мира спрашивали нашего режиссера: как вы ЭТО сделали?? В общем, чем сложнее условия работы - тем сильнее вдохновение. Для Юрия Норштейна этот принцип работает всегда - неслучайно он отказывается от компьютера, который мог бы облегчит и ускорить некоторые анимационные процессы.



1979 - Сказка сказок
Рискну предположить, что это лучшее, что было сделано в анимации за всю историю. Есть фильмы и есть метафильмы, выходящие за рамки любых моделей восприятия (например, "Космическая Одиссея" Кубрика, "Солярис" Тарковского, "Древо жизни" Малика, "Персона" Бергмана и др.). "Сказка сказок" - метамультфильм, в котором главное - не сюжет, не рисунки, а эмоциональная насыщенность на всех возможных уровнях восприятия. Хочется сравнить "Сказку сказок" с "Зеркалом" Тарковского - там тоже действие разорвано на отдельные эпизоды с нарушением хронологии и там тоже ключевое значение имеют детские воспоминания, переживания автора. "Сказка сказок" основана на детских воспоминаниях Нортштейна, когда он жил в московской Марьиной Роще, но несколько сцен дают понять, что в мультфильме прослеживается история страны с начала войны до текущего времени. Другими словами, это эмоциональная история страны с точки зрения одного человека, умеющего чувствовать и подмечать незаметные для большинства людей вещи.
Конечно, "Сказка сказок" - шедевр с художественной точки зрения. Здесь режиссер гениально использует свет (свечки, фонари, костер + подсветка как бы изнутри предмета). Вот цитата: "Свет, который блуждает внутри кадра, становится персонажем фильма" (из "Монологов").











с 1981 по настоящее время - Шинель
"Шинель" - один из самых известных "долгостроев" в кино и анимации. И дело не только в недостатке финансовых средств, но и в сложности замысла. Норштейн признавался, что сам уже не рад, что взялся за Гоголя. Но отступать уже нельзя... Вполне возможно, после официального выпуска "Шинели" в полной версии (сейчас доступны отдельные эпизоды) в ТОПе лучших мультфильмов за всю историю появится новый лидер.



ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments