altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Тэ Вэй. Традиционная китайская живопись в анимации

Мастера короткометражной анимации, выпуск №16

Все видели рисунки в китайском стиле Гохуа, нарисованные тушью и акварелью. Корни этой традиционной китайской живописи уходят в 3-2 века до н.э, а в 20-м веке резко вырос интерес к гохуа во всем мире. 20-й век - время, когда разнообразные стили живописи получают "оживление" с помощью мультипликации (см. например, "ожившую живопись" Александра Петрова), а мастером, который "оживил" гохуа, стал Тэ Вэй.



Тэ Вэй - самый главный классик китайской анимации и вообще самый известный аниматор из этой азиатской страны. К сожалению, известен он не столько своими работами, сколько трагической биографией: Тэ Вэй стал жертвой "культурной революции" в Китае, когда всё, что не соответствовало официальной идеологии, подавлялось и уничтожалось. Множество мастеров из разных сфер деятельности лишали свободы и отправляли "на перевоспитание" в деревню. Поводом для репрессий могла послужить любая мелочь, обвинения были абсурдными. Тэ Вэя обвинили в том, что его работы не отражают классовую борьбу... Более 20 лет художник не имел возможности заниматься анимацией, а Шанхайская киностудия, где работал Тэ Вэй, упустила шанс стать одним из центров анимации мирового уровня.

Сейчас в открытом доступе можно найти 4 мультфильма китайского аниматора, но предполагаю, что создал он намного больше работ, чем указывается в фильмографиях. Во время "Культурной революции" идеологически "вредные" произведения не только запрещались, но и вовсе уничтожались. Сколько утеряно работ Тэ Вэя - сведений я не нашел. Посмотрим хотя бы то, что есть - даже этого достаточно для того, чтобы включать Тэ Вэя в списки самых выдающихся аниматоров.

1956 - Спесивый генерал
Тэ Вэй не сразу пришел к стилю гохуа. Начинал он с китайских комиксов-карикатур "маньхуа", которые также имеют давние традиции (первые похожие изображения относятся к 14 веку). Как аниматор Тэ Вэй попал под влияние, что неудивительно, диснеевского стиля, который тогда правил анимационным миром. "Спесивый генерал" - это своего рода китайский "дисней", красочный мультфильм, с реалистичной прорисовкой животных и предметов, при этом изображение людей немного гиперболизировано. Всё в лучших традициях Диснея. "Спесивый генерал" - поучительная история о генерале, который после успешного сражения испытывает "звездную болезнь" и теряет свои боевые навыки. Нормальный детский мультик, который несет в себе простую "мораль": зазнаваться - плохо.





1960 - Где наша мама
С точки зрения сюжета, это мультик для детей детсадовского возраста. Взрослому зрителю стоит его посмотреть для того, чтобы оценить живописность, мастерство "оживления" рисунков гохуа, выполненных в стиле великого китайского художника Ци Байши ("Великий художник китайского народа"). Особенно хочется отметить мастерство "оживления" воды: почти 100% действия происходит на водной поверхности или под водой (головастики ищут маму-лягушку).



1963 - Флейта пастуха
Это уже более взрослая работа, в которой Тэ Вэй еще больше совершенствует свой стиль анимированного гохуа. "Флейту пастуха" можно воспринимать как "окно" в мир традиционной китайской культуры: здесь не только традиционная живопись, но и много замечательной национальной музыки. Эта работа в равной степени музыкальная и живописная. Сюжет не представляет ничего особенного. Жил-был мальчик-пастух, который играл на флейте, и был у него буйвол. Однажды мальчик уснул, ему приснилось, будто буйвол исчез (уплыл). Проснувшись, он с радостью осознает, что любимое животное на месте.



1988 - Впечатления от гор и вод
По фильмографии мы видим, что период без творчества у Тэ Вэя составляет более 20 лет! В 80-е годы аниматор получил возможность вернуться к любимому занятию. В 1988 году появляется его главный шедевр - "Впечатления от гор и вод", самая красивая, самая глубокая его работа. К живописи гохуа и к музыке Тэ Вэй добавляет еще один элемент национальной культуры - древнекитайскую мудрость. Сочетание этих трех элементов получилось по истине гениальным! Сюжет внешне простой, но глубокий по смыслу - это история о престарелом мастере и его ученике, который учится играть на исконно китайском инструменте цинь. "Впечатления от гор и вод" - мультфильм уже совсем не детский, он грустный, но не депрессивный. И еще очень красивый. Именно этот мультфильм Тэ Вэя я рекомендую всем посмотреть.









Развитие анимация в Китае стала уходить далеко от традиционной китайской культуры. После "Культурной революции" усилилось влияние западной и японской анимации. Основной объем продукции - это популярные мультики, как и везде. Представители авторской анимации также больше ориентированы на зарубежных мастеров. Тэ Вэй, хоть и был признан в мире как выдающийся аниматор, на родине оказался невостребован. Как написано в Википедии: "больше режиссёр уже не снимал".

ВСЕ ВЫПУСКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments