altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

Что круче: "Древо жизни" Vs "Отрочество"

"Древо жизни" против "Отрочество" - битва грандиозных проектов, двух эпических семейных драм. У Линклейтера съемки одних и тех же актеров происходили в течение 11,5 лет, Малик же задумал свой уникальный фильм более 30 лет назад. Оба фильма поражают масштабностью замысла, сложностью его реализации. В центре внимания там и там - истории взросления мальчиков, из взаимоотношения с родителями. Сегодня мы узнаем, чей эксперимент получился более удачным и успешным.



Фаворитом здесь кажется "Древо жизни", которое получило главную награду Каннского кинофестиваля и, пожалуй, самый заметный культовый статус у киноманов среди фильмов последних лет 10. В то же время на стороне "Отрочества" - простые зрители, для которых "Древо жизни" оказалось перегруженным смыслами, тогда как произведение Линклейтера предельно понятное и простое для восприятия. Но наши киноблогеры - это не "простые зрители", это люди с более широким кинокругозором, они не только смотрят, но и анализируют фильмы, пишут отзывы и рецензии. Именно по этим ЖЖ-публикациям выявляется рейтинг участников битвы и определяется победитель.

Древо жизни / The Tree of Life / реж. Терренс Малик

Плюсы:
"Древо жизни" - это не стандартная семейная драма, это прекрасная "кинематографическая симфония" - в этом специфическом жанре Малик добился совершенства. В фильме сочетаются шикарный визуал и экзистенциальные идеи, а возвышенные философские сцены удачно чередуются с приземленными бытовыми. Просмотр "Древа" обогащает зрителя религиозными и философскими идеями, расширяет сознание, вызывает катарсис. Фильм многослойный: в нем можно почерпнуть интересные детали о формировании современного поколения американцев, распознать библейские аллюзии, найти элементы психоанализа (о том, как детские психологические травмы влияют на дальнейшую жизнь), наконец, получить отклик своим религиозным воззрениям.

Фильм, конечно, непростой для понимания, но это проблема скорее зрителя, нежели режиссера. Это ведь замечательно, когда киноманы спорят, является ли Малик атеистом или нет, каким он видит божественное начало и с помощью каких приемов показывает его в фильме, насколько сильно влияние Бергмана и т.д. Киноблогеры, для которых "Древо жизни" стало откровением, делятся с читателями интересными и убедительными интерпретациями - это указывает на то, что в творении Малика определенно есть глубокий смысл, правда, для его постижения скорее всего придется найти время для повторного просмотра. Упрощает восприятие "Древа" понимание его жанровой сущности: фильм-притча, фильм-исповедь или фильм-молитва - выбирайте, что больше нравится. Давайте посмотрим, какие достоинства "Древа жизни" отмечают наши авторы:

- глубокий смысл
- насыщенность философскими и религиозными идеями
- мифотворчество, архетипность
- визуальный перфекционизм
- гениальная операторская работа
- отражение личного опыта режиссера
- удачное сочетание возвышенных и семейно-бытовых сцен
- интересные эксперименты с киножанрами
- актерская игра

Минусы:
Поиск божественного начала, раскрытие семейных архетипов, проблема взаимоотношения отцов и детей - это всё круто, но режиссер явно перемудрил. Был гениальный грандиозный замысел - получился "глубокомысленный пшик". Как говорится, размах на рубль, удар на копейку. Малик запутался в философских идеях и не смог внятно донести свою концепцию до зрителя. Режиссер маскирует свою неудачу высокопарными диалогами, потоком банальностей, документальными съемками в стиле канала Discovery. Кроме того Малик переборщил с религиозностью, из-за чего возникает ощущение, будто смотришь пропагандистский фильм сектантов. В сюжете отсутствет стройная драматургия, финал окончательно разочаровывает. Кино получилось унылым, скучным, затянутым, а рваный монтаж делает просмотр менее комфортным. "Древо жизни" - из тех артхаусных фильмов для "избранных", для тех, кто хочет показать себя умным и таким образом приподняться над "попкорновой" аудиторией. А что касается философских и религиозных идей - не факт, что они не ошибочные. Вот кое-кто их разоблачает. Каковы просчеты фильма:

- чересчур много пафоса, высокопарности
- слишком много религии
- запутанность идей
- много банальностей
- скучный сюжет
- неоправданная затянутость
- неуместность сцен о зарождении жизни на Земле
- неудачный финал
- рваный монтаж
- артхаусность, псевдоумность

Соотношение оценок: ЗА - 8 авторов, ПРОТИВ - 11 авторов, нейтрально - 1.
Итоговый рейтинг: -3

Цитаты:

"Малик прекрасно справился бы с экранизацией Ветхого Завета. Получился бы сериал в жанре мокьюментари". отсюда

"Озаботившись в своем праведном пафосе проблемами целой Вселенной, автор сводит глобальность истории в степень минус бесконечности, дырку от бублика". отсюда

"Терренс Малик вплетает жизненную историю обычной семьи в колесо мироздания, создавая на экране настоящую магию кино и размышляя о вечных философских категориях". отсюда

"Автоматная очередь образов «Древа жизни» – образец кинематографического сознания, который в содержательном ключе может вызывать разные эмоции, но не может отменить того очевидного факта, что режиссер мыслит вслух, являя пример исконно авторского подхода к творению кино". отсюда

"То, что снял Малик – это чрево жизни, рефлексия духовной составляющей жизни на основе опыта западного потребителя и его пищеварительной философии". отсюда

все отзывы и рецензии

Отрочество / Boyhood / реж. Ричард Линклейтер

Плюсы:
"Отрочество" - в какой-то степени уникальный эксперимент (похожие уже были до Линклейтера) о взрослении мальчика. Режиссеру удалось задействовать одних и тех же актеров в течение 12 лет - никто не ушел из проекта во многом благодаря силе убеждения Ричарда Линклейтера. Тут он молодец. Сюжет хоть и простой в целом, но душевный и насыщенными массой интересных деталей. В фильме показаны типичные семейные ситуации, знакомые любому зрителю по личному опыту и по опыту друзей, близких. Мы сопереживаем главному герою и с любопытством наблюдаем, как он проживает очередной возрастной кризис. Всё очень естественно, реалистично - как будто смотришь документальный фильм про реальных людей. Три часа пролетают незаметно. Кроме того "Отрочество" - это хроника развития американской культуры начала 21 века. Всем, кому эта тема интересна, Линклейтер сделал настоящий подарок.

Не надо думать, что фильм хорош только своей главной "фишкой" (показ возрастных изменений персонажей без перемены актеров и использования грима). Фильм получился сам по себе вполне кинематографичный: в нем можно найти интересные режиссерские приемы (например, символика дверей), которые наполняют простые семейные сцены дополнительными смыслами. "Отрочество" по сути - это больше чем семейная драма, это кино про жизнь в целом. Как выразился один блогер, кино для тех, кто любит жизнь! А теперь резюмируем основные достоинства фильма:

- необычный, удачно реализованный замысел
- актуальные проблемы взросления и семейных отношений
- диалоги
- переживаешь за героев
- душевность, трогательность
- 3-часовой фильм легко смотрится
- реалистичность
- передается ощущение времени
- много мелочей в плане культурных перемен за 12 лет

Минусы:
Линклейтер, конечно, молодец, но значение своей "фишки" он раздул чрезмерно. По большому счету, проект бессмысленный: если использовать разных актеров для разных возрастов + грим, получится то же самое. К чему эти 12-летние кинематографические извращения? Сюжет-то простейший, поверхностный, драматургия практически отсутствует. Почти три часа приходится смотреть банальную историю жизни семьи, из которой мы не узнаем ничего нового. Из сценария торчит куча сюжетных "хвостов", характеры персонажей раскрываются слабо. Некоторые сюжетные прорехи "затыкаются" философией и выглядит это нелепо. В общем, бессмыленное новаторство. А еще актер в главной роли плохо играет, что особенно заметно на фоне профессионалов Хоука и Аркетт. Минусы:

- слишком простой сюжет
- слабая драматургия
- сюжетные "хвосты"
- поверхностное раскрытие персонажей
- слабая актерская игра Э. Колтрейна
- бессмысленность замысла

Соотношение оценок: ЗА - 11 авторов, ПРОТИВ - 3 автора, нейтрально - 6.
Итоговый рейтинг: +8

Цитаты:

"Это лучший фильм ни о чем из всех фильмов ни о чем, которые я видела". отсюда

"Если представить, что главного персонажа сыграли различные актеры в разном возрасте, ничего не меняется. Измените грим Хоуку и Аркетт - и ничего не меняется. Поменяйте быт и детали эпохи (скажем, от CD до гаджетов) на экране - и ничего не меняется". отсюда

"От некоторых кондовых диалогов просто уши вянут!" отсюда

Отрочество” является ярчайшим представителем высокого кино, Искусства во всех смыслах этого слова". отсюда

"Дайджест американских фильмов взросления детей мидл-класса". отсюда

все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
- 3 Древо жизни
+8 Отрочество

Культовый режиссер разгромлен выскочкой!

Все выпуски.
Tags: Что круче?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments