altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Красный цвет в фильмах Чжана Имоу

Использование красного цвета - главная "фирменная фишка" китайского режиссера, но впрочем спорная, в том смысле, что это "фишка" сознательная. Во-первых, из всех цветов красный самый кинематографичный, самый символичный и выразительный, поэтому все режиссеры, ориентированные на визуал (а Чжан Имоу к таковым относится), поневоле используют его в больших количествах. Во-вторых, многие фильмы Имоу посвящены зарождению коммунизма в Китае и социальным проблемам эпохи Культурной революции - в 20-м веке красный цвет у китайцев стал особенно популярным. Неудивительно, что социально-исторических лентах в кадр попадает обилие символики красного цвета. Если брать исторические фильмы Имоу, красный цвет в них также бросается в глаза - в роскошных костюмах и интерьерах китайских императоров и аристократов. Имеет ли красный цвет в фильмах Чжана Имоу особую символическую функцию или же этот цвет просто сам по себе более заметен, чем какой-либо другой - попробуем разобраться.

1987 - Красный гаолян
Два фильма Имоу имеют в названиях слово "красный", но вряд ли здесь есть некая взаимосвязь. Гаолян - растение, из которого в Китае делают дешевое вино, и в фильме он вовсе не красный, поэтому под "красным гаоляном" скорее всего имеется в виду красное гаоляновое вино, которое имеет в сюжете важное значение: оно поднимает дух героев в трудные минуты, не только утоляет жажду, но и восстанавливает силы. В ключевых сценах режиссер использует красное освещение для усиления драматизма. Красный цвет здесь символ предельного психического напряжения. На первом скрине - Цзюцзи везут к старому больному жениху, героиня наверняка хочет в этот момент умереть, исчезнуть или сбежать. На втором скрине - ее муж Юй после бойни с японскими захватчиками чудом остался жив.





1990 - Цзюй Доу
Место действия - красильня, место, где ткани окрашивают в желтый и красный цвета. Фильм наполнен драматичными сценами, и появление в кадре красной ткани служит предвестником чего-то неприятного, тогда как желтая ткань, как мне показалось, символизирует редкие спокойные минуты в киноповествовании. Когда вода в красильне приобретает ярко-красный цвет, возникает очевидная ассоциация с кровью. И действительно, без убийства дело не обходится.





1991 - Подними красный фонарь
Один из лучших фильмов Имоу, в котором красный свет от фонарей так и льется с экрана. Символика красного цвета и различных его оттенков здесь наиболее глубокая и противоречивая, как судьбы героинь. Страсть, ревность, власть, интимность, аристократизм - всё это переплетается в красивейших сценах с тотальным преобладанием красного цвета.





1994 - Жить
Возможно, незначительная деталь из этой социально-исторической драмы: в начале фильма главный герой, Сюй Фугуй, оставляет в долговой книге опечатки своих пальцев красными чернилами. Ну а дальше всё завертелось...



1995 - Шанхайская триада
В китайской версии "Крестного отца" можно увидеть опять же предвещающую неприятности символику красного цвета: вскоре после выступления певицы Сяо с подтанцовкой в красных платьях происходят кровавые события. Для усиления "кровавости" режиссер даже как будто пачкает зрителя кровью, которая попадает на объектив кинокамеры.





1999 - Дорога домой
Необычайно сильную любовную связь между городским учителем и молодой крестьянкой Чжао Ди символизирует Красное Знамя Удачи для новой сельской школы - это кусок красной ткани, который, по деревенскому обычаю, должна выткать самая красивая девушка, а именно Чжао Ди. Как сообщает закадровый голос, в этот раз красное знамя получилось особенно красивым...





2000 - Счастье на час
"Счастье на час" - трагикомичная городская история, в которой одинокий и немолодой рабочий Чжао пытается развить свой бизнес, чтобы заработать много денег на свадьбу. "Бизнес" представляет собой заброшенный автобус в парке, который Чжао с товарищем привели в презентабельный вид и начали сдавать в аренду на час влюбленным парочкам. Вот так выглядит интерьер автобуса:



Свет, проходящий через покрашенные к красный цвет окна, должен был усиливать романтическое настроение у "арендаторов", но бизнес не выгорел и далее в фильме особой символики красного цвета не наблюдается.

2002 - Герой
Исторический фильм-притча "Герой" содержит три новеллы, в каждой ключевую роль играет какой-либо цвет (красный, синий, белый). В первой новелле красный цвет символизирует ложь. В "Герое" Чжан Имоу переводит использование цвета на эпический уровень - визуальное буйство с глубоким философским смыслом.





2006 - Проклятие золотого цветка
Еще один визуально насыщенный исторический фильм Имоу. Тот случай, когда каждый цвет имеет свой "звездный час", но красный почему-то более заметен и как бы "командует" остальными цветами. Здесь есть сцена, когда образное выражение "реки крови" становится почти буквальным. Кроме того красный цвет имеет одна из разновидностей хризантем - в фильме этот цветок желтый, т.е. "золотой", а как давно известно, многие трагедии совершаются из-за жажды золота. Перед финальными титрами желтая хризантема плавно меняет свой цвет в красный - в этом можно увидеть следующую символику: стремление к золоту (роскоши, власти) ведет к кровавым событиям. Что и происходит в фильме.







2011 - Цветы войны
Трагические события разворачиваются буквально вокруг огромного красного креста, растелленного во дворе монастыря.



Какие выводы можно сделать: красный цвет по символике, значимости занимает первое место среди всех цветов в фильмах Чжана Имоу. Но нельзя со 100% уверенностью утверждать, что режиссер изначально так задумывал. К тому же можно найти в его фильмографии 5-6 работ, в которых красный цвет никак не выделяется. Но всё же у меня есть ощущение, что Имоу испытывает к красному цвету особую страсть и сознательно использует его для художественной выразительности.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments