
Когда я просмотрел фильмы Пауэлла, снятые им в одиночку и совместно с Прессбургером (их союз получил название "Лучники"), я пришел к выводу, что лучше бы он всегда снимал в одиночку. В различных статьях и обзорах, наоборот, пишут, что лучшие фильмы были созданы именно под брендом The Archers. Такое суждение, как мне кажется, основано на поверхностной оценке работ П&П, в которых впечатляющий визуал, подкрепленный отличной цветопередачей кинопленки Technicolor, действительно создает ощущение шедевральности и эпичности киноленты. У "Лучников" есть даже фанаты, которые, видимо, оказались покорены именно визуальным аспектом, "формой". Иногда в обсуждениях можно наблюдать радикальное проявление киноманства, с нетерпимым отношением к другой точке зрения. Большой любитель старого кино - киновед С. Кудрявцев - однажды заявил: "Поклонники Пауэлла и Прессбургера вообще какие-то чокнутые!"
При критичном рассмотрении совместных работ П&П порой поражаешься пропастью между "формой" и "содержанием", то есть между визуалом и сюжетом, диалогами. Высокий технический уровень, цветастые декорации и костюмы, конечно, впечатляют, но переигранный голливудский мелодраматизм, морализаторство, сюжетные провалы портят впечатление. Несмотря на такие спорные контрасты, лучшие фильмы "Лучников" достойны изучения. Если же взять одиночные работы Пауэлла, которых в доступе совсем немного, всех этих "минусов" там нет, тогда как визуальной красоты так же предостаточно. Зачем далеко ходить: главный шедевр режиссера - "Подглядывающий" - снят уже без Прессбургера.
В этом обзоре - пять фильмов Майкла Пауэлла (включая три под вывеской "Лучники"), которые должен посмотреть каждый кинолюбитель.
1937 - Край света / The Edge of the World

Этот скромный черно-белый фильм из раннего периода Пауэлла оказался не менее красивым, чем будущие яркие киноленты "Лучников". Интересно противопоставить минималистичную красоту "Края света" и вычурность, например, "Красных башмачков". В первом случае - больше честности, больше гармонии с природой. В этом фильме режиссер не пытается нагружать мозги зрителя эффектными сценами - он спокойно и искренне рассказывает грустную историю вынужденного отъезда людей с маленького острова возле Шотландии. "Край света" по стилистике и интонации напоминает будущие фильмы Ингмара Бергмана, снятые на острове Форё. В актерской игре нет никакой наигранности, разве что немного наивности.
1946 - Лестница в небо / Вопрос жизни и смерти / A Matter of Life and Death

В этом фильме Пауэлла и Прессбургера интересный замысел, который можно было бы вести на уровень качественной экзистенциальной драмы. Английский летчик Питер должен был погибнуть, но из-за недосмотра приставленного к нему ангела получает возможность еще пожить. Сколько именно пожить - решит небесный суд. Далее в сюжете начинается что-то странное: замечательную идею режиссеры превращают в некий политический заказ. Противопоставляются английская и американская социально-политические системы. Мелодраматическая линия в такой "компании" выглядит побитым щенком. В диалогах много пустых философских рассуждений - режиссеры как будто пытаются внушить зрителю какую-то мораль или открыть секрет "правильной жизни": любовь + честь + патриотизм - всё прямолинейно и скучно. Лишь отдельными сценами можно восхититься, да и фильм несмотря ни на что оставляет приятное впечатление. Кто из двух П виноват в этом провале (и в последующих)? Как распределялись роли между сорежиссерами-сценаристами до сих пор точно не известно.
1947 — Чёрный нарцисс / Black Narcissus

Где-то в Гималаях открывается новый женский монастырь со школой и больницей. Сестрам-монахиням придется столкнуться с бытовыми трудностями, с коварными особенностями менталитета местных жителей и - что самое сложное - с эмоциональными искушениями. В непривычных горных условиях монашкам сложно проявлять смирение, внутри просыпается и вырывается наружу женская сущность, для кого-то это чревато безумием. По описанию это могло быть религиозно-психологической драмой, что-то типа "Дьяволов" Кена Рассела. Но опять же, все "щели", сквозь которые просматривалось что-то смелое, настоящее, эпатажное, режиссеры заделали цементом под названием "вычурный визуал". В результате, всё, что касается психологической достоверности, в фильме истреблено. Хорошо сказал про фильм
1948 — Красные башмачки / The Red Shoes

"Черный нарцисс" и "Красные башмачки" входят в число самых красивых фильмов за всю историю кино. В "Башмачках" визуал изначально выходит на первый план из-за многочисленных танцевальных сцен. По сути это фильм-балет с отдельными игровыми эпизодами. Понятно, что сюжет здесь выполняет формальную функцию. Если воспринимать "Красные башмачки" как балет - да, круто, впечатляюще красиво. Если воспринимать как мелодраму - полный провал. Актеры переигрывают, диалоги кажутся неестественными, сама история скучная и предсказуемая, а добивает здравый смысл нелепейший финал.
1960 — Подглядывающий / Peeping Tom

И вот он, главный шедевр Майкла Пауэлла, один из ключевых фильмов британского кино. Хочется употребить сослагательное наклонение "если бы...". Если бы не было бы никакого Прессбургера, между "Краем света" и "Подглядывающим" Пауэлл создал бы еще десяток шедевров. "Подглядывающий" - психопатологический триллер, вышедший в один год с "Психо" Хичкока. Фильм оказался скандальным для своего времени, из-за чего пострадала карьера режиссера. Сцены насилия по выразительности немного опередили свое время. Но основное значение фильма - не в раскрытии душевных расстройств героя, а в постижении смысла кинематографа. "Подглядывающий" - это "погружение в метафизическую сущность кинематографа", как выразился
А теперь небольшой киноманский опрос:
Что лучше: Пауэлл как единственный режиссер или совместно с Прессбургером?