altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Мир Дверей" Робера Брессона

Пересматривая фильмы этого французского классика, заметил повторяющуюся "фирменную фишку", особенно в поздних работах, - это акцент на дверях. Ничего особенного, - скажете вы, - в любом фильме есть двери, потому что они везде вокруг нас, и неизбежно они попадают в кадр. Но у Брессона, во-первых, камера задерживается на двери (перед тем, как ее откроют или после закрыия) где-то на полсекунды дольше, чем обычно. Во-вторых, порой двери у него мелькают чаще, чем люди. Поэтому если смотреть фильмы Брессона один за другим, этот прием бросается в глаза и даже начинает немного удивлять: откуда у режиссера такая страсть к этому элементу интерьера? При этом нельзя сказать, что двери какие-то примечательные - нет, самые обычные, зачастую обшарпанные.

1956 - Приговоренный к смерти бежал

В своих "Заметках о кинематографе" Брессон заявляет, что в его кино люди - это не актеры, а модели-автоматы. т.е. некие бездушные... элементы интерьера. Кто смотрел хотя бы пару фильмов Брессона, наверняка заметил, что персонажам не хватает эмоций, актерская игра как будто слабая или вовсе отсутствует. Но удивительным образом действие кажется нам искренним, реалистичным, а ключевые события, показанные отстранённо и даже равнодушно, вызывают у зрителя сильнейшие переживания (если, конечно, зритель настроен на их получение). Брессон - режиссер-минималист и в то же время романтик. Его кино ни на что не похоже и не вписывается ни в одно кино-направление.

1967 - Мушетт

Двери у Брессона уравниваются в правах с "живыми" актерами, которые всего лишь неодушевленные "модели-автоматы". Почему именно двери, а, например, не окна или лестницы? В интервью, киноведческих статьях, рецензиях я не нашел ничего по этой теме. Скорее всего, Брессон вставлял в свои работы кучу дверей полуосознанно. В любом фильме так или иначе происходит какое-то действие, и если в нем нет "живых актеров", то логичнее всего показывать действие с помощью постоянно открывающихся и закрывающихся дверей (кто-то куда-то заходит, что-то там делает, выходит и т.д.) - именно это происходит в последнем фильме режиссера "Деньги" (1983 год) - в нём дверей в прямом смысле больше, чем людей. В предыдущих работах Брессон всё же показывал больше людей, пусть и "автоматов".

1977 - Возможно, дьявол

Под катом - целая коллекция кинодверей, взятых из одного лишь фильма - "Деньги". Там 10 картинок, хотя можно было бы отыскать и штук 30 дверей.



















Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment