altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Стыд" (Skammen, 1968, Швеция, Ингмар Бергман)

Тема войны - далеко не самая главная тема в творчестве Бергмана, но в некоторых фильмах пристутствует где-то на заднем плане - в образе въезжающих в город танков или стоящих на железнодорожной станции беженцев. Однажды шведский классик решил полностью раскрыть эту тему, задумавшись над вопросом: как повели бы себя простые люди, например, семейная пара, оказавшись в эпицентре некой войны "меж двух огней"?

В результате, получилась сильная драма с апокалиптическими мотивами, не оставляющая никаких надежд на хороший исход. Хотя главные герои - муж и жена Ева и Ян Розенберги - сумели выжить в эктремальных условиях. Но это такой уникальный и парадоксальный случай в кино, когда смерть героев, которым мы сопереживаем больше половины фильма, выглядела бы в тысячу раз больше жизнеутверждающей, чем их спасение. И от завершающего символа фильма - одинокой шлюпки с немногими выжившими в холодном море, направляющейся неизвестно куда - хочется утопиться в том же самом море. Тотальная безысходность в стиле Бергмана, да еще и в черно-белом цвете (1968 год), и великолепно сыгранная выдающимися бергмановскими актерами ситуация перелома человеческой психики поражают зрителя до глубины души и внушает страх к войне сильнее любой масштабной военной драмы.
А почему - "стыд"? Ева Розенберг говорит: "Мне кажется, что всё это - сон. Так пусть же будет стыдно тому, кому всё это снится". Здесь мы выходим на главную проблематику фильма. "Стыд" - фильм о неспособности отдельного человека влиять на окружающую реальность, которая предопределяется внешними силами - безжалостными и жестокими. Это фильм о невозможности что-либо противопоставить обстоятельствам. Какими же качествами должна обладать личность, чтобы выйти из истории, показанной в фильме, живой и безгрешной? Доброта, решительность, трудолюбие, терпение - все это было у Розенбергов, но не спасло их.
По Бергману получается, что все мы - участники чужого сна и заложники чужого стыда. Кто же такой этот "чужой"? Очередная бергмановская загадка.

Ингмар Бергман:
"Мне давно хотелось изобразить "маленькую" войну. Войну на окраине, где царит полнейшая растерянность и никто, в сущности, ничего не знает".

chchinski:
"Уж казалось, Бергман поднялся на такую художественную высоту к 1968 году, что думалось куда же дальше. А вот он взял и снял один из самых лучших фильмов о войне в мировом кинематографе".

Сергей Кудрявцев:
"Политическая и антивоенная по своей сути притча «Стыд» снята в резкой, почти хроникальной манере, даже с внешней экспрессией. Камерное пространство типичных бергмановских драм вдруг оказалось открытым всем ветрам сумасшедшего времени начавшейся где-то войны (гражданской? третьей мировой?)".

videotype:
"Мгновение назад ты спокойно пропалывал огород и был не в состоянии зарубить курицу, а теперь, чтобы выжить, необходимо убивать людей. Бергман погружает героев в экстремальную ситуацию, словно спрашивает, как бы вы повели себя, будь на их месте".

Ева (Лив Ульман)

Ян (Макс фон Зюдов)
Tags: Ингмар Бергман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments