altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Фирменные фишки Марио Бавы

Бава - из тех кинорежиссеров, которые не "жадничают" в плане визуальной содержательности действия, вываливая на зрителя почти в каждом кадре множество объектов, цепляющих внимание и возбуждающих киноманско-эстетическое чувство. Конечно, не все эти "фишки" касаются визуального ряда, это могут быть и любимые темы режиссера, которые он раскрывает из фильма в фильм (как, например, у Хичкока мотив несправедливого обвинения главного героя). У Бавы такая тематическая фишка только одна, остальные - визуальные, по которым можно распознать неповторимый кинопочерк этого культового итальянского режиссера. "Фирменные фишки" расположены в порядке увеличения их значимости.

1. Страшная рука
Мастера киноужасов часто нагнетают страх, показывая части тела - чаще всего это глаза, выражающие эмоцию ужаса или дьявольской злости, или зубы вампира. У Бавы в нескольких фильмах можно заметить акцент на кисть руки, которая проявляется в темноте, как в "Плеть и тело", прорывается сквозь землю, как в "Маске сатаны", или представляет собой элемент интерьера в "Шоке" - искусственную, словно обрубленную руку пугающе крупного размера.

01 Маска Сатаны.jpg

01 Шок.JPG

2. Некто, подглядывающий в окно
Дом - символ безопасности, защищенности, но когда за жизнью домочадцев наблюдает некое злое существо, особенно с таким взглядом, как у девочки-призрака из "Операции Страх", зритель морально готовится к жутким событиям. Бава использует этот прием как минимум в четырех фильмах: помимо упомянутого это "Пять кукол для августовской луны", "Дом дьявола", эпизод "Упырь" в "Трех лицах страха".

02 Три лица страха.jpg

02 Операция Страх.JPG

3. Искаженное лицо
Символика этой "фишки" понятна: искаженное, размытое лицо = искаженная психика (под влиянием страха или врожденных психопатологических наклонностей). У Бавы прием встречается не только в триллерах ("Операция Страх", "Топор для новобрачной", "Шок"), но и в фантастической драме "Планета вампиров" (такое название, конечно, слабо отражает сюжет - никаких вампиров там нет).

03 Топор для новобрачной.jpg

03 Операция Страх.JPG

4. Холодное оружие
Главное преимущество использования холодного оружия для убийств в кино - это возможность показать много-много крови. Огнестрельное оружие в этом смысле уступает. Бава, который в своих фильмах персонажей не жалеет, активно пользуется этим преимуществом. Разнообразие острых предметов для убийств у него широкое - это не только ножи, но и кинжалы, топоры, ножницы.

04 Топор для новобрачной.jpg

04 Вторженцы.jpg

5. Готика
Как мы уже выяснили, готические ужастики - один из двух ключевых жанров Бавы (вместе с джалло). В "Маске сатаны", "Вампирах", "Камере пыток" режиссер дает нам возможность любоваться прекрасными интерьерами и экстерьерами в готическом стиле, которые усиливают эстетическое восприятие фильмов.

05 Маска Сатаны.jpg

05 Камера пыток.JPG

6. Декорации
Декорации в фильмах Марио Бавы поражают тщательно продуманным стилем и обилием аксессуаров. Интерьеры напоминают музейные залы, а отдельные экспонаты запоминаются надолго, как например, красный манекен в джалло "Кровь и черные кружева". Отдельно хочется отметить логово Дьяболика в одноименном шпионском триллере - в таких шикарных условиях не отказался бы пожить Джеймс Бонд.

06 Кровь и черные кружева.jpg

06 Дьяболик.JPG

7. Месть духа
Под "духом" подразумеваются призраки убитых людей ("Операция Страх", "Топор для новобрачной", "Дом дьявола", "Шок") либо ожившие мертвецы ("Камера пыток", "Маска сатаны", эпизод "Капля" в "Трех лицах страха"), либо самовнушение безумного человека ("Плеть и тело"). Как видно, эта тема прослеживается в половине фильмографии Бавы, а в некоторых триллерах и вовсе является основной.

07 Три лица страха.jpg

07 Маска Сатаны.jpg

8. Красный цвет
На первом месте - самый яркий и распространенный визуальный прием Марио Бавы. Первые фильмы были черно-белыми, но уже с начала 60-х, получив в распоряжение цветную пленку, Бава активно использует красный цвет в триллерах и исторических драмах про подвиги Геракла или завоевательные походы викингов, (там, понятное дело, не обходится без крови), а также в комедиях "Доктор Голдфут и девушки-бомбы", "Четыре раз той ночью". Красный цвет у Бавы - это не только кровь. Бава заливает красным цветом титры, подсвечивает лица героев, одевает героинь в красные платья, любой интерьер содержит заметные аксессуары кровавого цвета и т.д. Выше уже упоминался красный манекен, который постоянно мелькает в джалло "Кровь и черные кружева", из фильма в фильм переходит красный телефон. В общем, творчество Марио Бавы дает массу информации для возможного исследования символики красного цвета в кино.

08 Кровь и чёрные кружева.jpg

08 Дом дьявола.jpg
Tags: Марио Бава
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments