altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Мой ТОП-20 современных российских режиссеров. Часть 2: 15-11

Места 20-16 + вступление

№15. Константин Лопушанский
Лопушанский – "крепкий середняк" в категории автоского кино. Он в каждом фильме замахивается на шедевр, но каждый раз чего-то не хватает. Его фильмы кажутся старомодными, академичными, что удивительно, учитывая небанальность и глубину сюжетов ("Гадкие лебеди", "Роль"). Правда, "Конец века" действительно кажется опоздавшим лет на десять – это могло быть превосходное перестроечное кино. Думается, главный недостаток Лопушанского в том, что он пытается продолжить стиль Тарковского, ассистентом которого он работал на "Сталкере" ("Гадкие лебеди" прямо напрашиваются на сравнение со "Сталкером"). Он и сам называет себя учеником Андрея Арсеньевича, но для зрителей это часто причина раздражения и повод обвинить режиссера в "пресловутой тарковщине". Мне кажется, Константин Лопушанский не реализовал свой потенциал мастера авторского кино, и, учитывая его 68-летний возраст, поезд, скорее всего, ушел. Но в любом случае его фильмография достойна внимания.

15 Гадкие лебеди.jpg 15 Роль.JPG

№14. Алексей Балабанов
"Почему он так низко?" - спросят одни. "Что он вообще делает в ТОПе?" - возмутятся другие. Давайте будем справделивыми: Балабанов – это "визитная карточка" российского кино 90-х и 00-х, и обойти его вниманием никак нельзя. Это самый скандальный, загадочный, противоречивый, трагичный, культовый российский режиссер 21 века. Лучшие его работы, пожалуй, остались в 90-х. В 2000-е многие киноэксперты обозначают его творческий спад. Но всем бы такой творческий спад! "Груз 200" – самый холиварный русский фильм современности, "Морфий" – стильный и мрачный, черная криминальная комедия "Жмурки", экзистенциальные "Кочегар" и "Я тоже хочу". Слабым звеном выглядит мелодрама "Мне не больно", непонятно зачем снятая, но имеющая на Кинопоиске самый высокий рейтинг у Балабанова, если брать рассматриваемый период. В общем, о Балабанове можно говорить долго, и жаль, что больше он ничего не снимет...

14 Морфий.jpg 14 Я тоже хочу.jpg

№13. Валерия Гай Германика
Все-таки без таких режиссеров, как Валерия Гай Германика, было бы скучно. Ее подростковая драма "Все умрут, а я остнанусь" в свое время вызвала всеобщий шок - сейчас к такому стилю с откровенным показом жизни российских подростков мы привыкли, а в конце нулевых это была экзотика. Недавний "Да и Да" уникален тем, что реально вызывает эффект укачивания, как в транспорте. Плюс ее провокационные сериалы "Школа", "Краткий курс счастливой жизни". Так или иначе творчество Германики направлено на выбивание зрителя из зоны комфорта. Ее фильмы не стоит оценивать по традиционным критериям, бескомпромиссной Германике просто наплевать на систему оценок разного рода кинокритиков и киноведов. Восприятие в данном случае зависит от того, верите ли вы ей или нет. Я вот верю, поэтому вижу в ее работах смысл, искренность, концептуальность. Хотя найти аргументы в пользу ее бездарности не составит труда. Но это было бы слишком просто.

13 Все умрут, а я останусь.jpg 13 Да и Да.jpg

№12. Александр Зельдович
Зельдович снимает какое-то свое "параллельное" кино. Судя по тому, как редко он выдает полнометражные работы (фактически раз в 10 лет) и насколько масштабными, длинными они получаются (хронометраж "Москвы" и "Мишени" превышает два часа), этого режиссера можно назвать перфекционистом. Чувствуется, что он очень хорошо знает и понимает кино. Видел его в "Закрытом показе", где он показался замкнутым, необщительным - "сам по себе". Имя Зельдовича редко встречается в новостях, отзывы в блогах на его фильмы – редкость. Такой незаметный герой современного русского кино. "Москва" и "Мишень" – фильмы не просто концептуальные, а высококонцептуальные – сказывается сотрудничество с культовым писателем-концептуалистом Владмиром Сорокиным. Москва – вот главный герой (или героиня?) у Зельдовича, показанный в двух эпохах – в реальных 90-х и вымышленных 2020-х. Родившийся в Москве режиссер в обоих фильмах показывает родной город как некий живой организм, предопределяющий судьбу живущих внутри себя людей. Не все эпизоды понятны, иногда чувствуется сыроватость режиссуры, но в целом после просмотра остается ощущение цельного, глубокого кино. Очень интересно, что у Зельдовича будет дальше.

12 Москва.jpg 12 Мишень.jpg

№11. Анна Меликян
Если вынести за скобки "Марс" 2004-го года, который является своеобразной "пробой пера", то Анну Меликян можно назвать режиссером "девочкового" кино. Это в хорошем смысле женское кино, т.е. кино, снятое женщиной-режиссером. "Русалка" и "Звезда" – фильмы про девушек или про женщин, но ведущих себя как маленькие девочки. Неудивительно, что оба фильма очень красивы, и это касается не только актрис, женских нарядов и аксессуаров. Красота чувствуется в композиции кадров, в монтаже, наконец, в самих историях. Покритиковать Анну Меликян можно за наивность, простоту, но все эти моменты можно списать на авторский стиль. Кого как, а меня радует, что журнал Variety включил ее в 10 самых перспективных режиссеров мира.

11 Русалка.jpg 11 Звезда.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments