altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Category:

"Познавая белый свет" (1979, СССР, Кира Муратова)

Неудивительно, что именно этот фильм является любимым среди поклонников и непоклонников Киры Георгиевны Муратовой. На первый взгляд, нетипичный, даже случайный, фильм в ее фильмографии. Можно сказать, проходной - но в хорошем смысле (если даже такового не существует - пускай будет) этого слова.


Фильм интересен хотя бы тем, что выбивается не только из фильмографии классика отечественного независимого кино, но и из советской/российской системы восприятия кино (других фильмов Муратовой, конечно же, это тоже касается). В связи с этим у многих киноведов возникает соблазн произвести культурологический анализ этого кинопроизведения, отмечая создание особого кинопространства на основе соцреализма, в котором типичные персонажи ведут себя вроде бы типично, не совершая подвигов. А способность сохранить в себе чистую и преданную любовь (именно это основная идея фильма) в нелегких бытовых условиях советских строек - может, это подвиг? Пожалуй, нет. У Муратовой это - как раз нормальное и типичное поведение героев - они эмоционально искренни, словно дети, и эмоционально сдержанны, как настоящие взрослые. Прежде всего это касается Любы и Михаила. А также всех сопутствующих героев, переживающих свои маленькие потрясения. И даже Николая, который в конце фильма - не от злости, а от невольного принятия положения вещей - швыряет камень и попадает не в человека, а в зеркало. Зеркало разбивается, зато в рельной жизни все остается целым и невредимым.

Те, кто вспоминает времена социалистических строек с ностальгией, могут предположить, что любовной линии в фильме помогает развиваться общее настроение энтузиазма, направленное на строительство "нового мира". Вряд ли режиссер с необычным взглядом на создание кино стал бы сводить весь смысл фильма к тенденциям определенной эпохи. Однако в данном фильме нет, кажется, ничего, что бы этому противоречило.

Вообще, у Муратовой, кажется, ничего подобного не было и не будет. В "Коротких встречах" и "Долгих проводах" герои находились на грани глубокой и продолжительной депресии. В последующих фильмах отношения к людям у Киры совершенно другое. Мы видим уже не их переживание, а их болезни и заморочки. А болезни и заморочки и показывать надо совершенно по-другому... Только в "Познавая белый свет" все легко и позитивно. Возможно, после семи лет без съемок Кира и не могла снять другой фильм.

Игорь Галкин:
"У Муратовой обыкновенный завод загадочен, как конструктивистский замок, а хоровод мотыльков кружится вокруг фонаря в ночном летнем воздухе подобно снежинкам".

Сергей Кудрявцев:
"Вроде бы не может быть ничего более не соответствующего эстетической сущности кинематографа Муратовой - но уже привыкнув к её способности удивлять магией преображения бесформенной, более того, грубой и вовсе отвратительной реальности, нельзя не испытать своего рода культурный шок".

Михаил (Сергей Попов)

Люба (Нина Русланова)

Николай (Алексей Жарков)
Tags: Кира Муратова
Subscribe

  • Объявление

    В общем, как-то неожиданно я ушел в Instagram. А ЖЖ-блог уходит в творческий отпуск на неопределенный срок.

  • 1000 самых красивых фильмов. Выпуск №439

    Просто кровь / Blood Simple / 1983 / Подробнее о проекте. Режиссеры: Братья Коэны Оператор: Барри Зонненфельд В кадре: Фрэнсис МакДорманд…

  • 1000 самых красивых фильмов. Выпуск №438

    Сканнеры / Scanners / 1980 / Подробнее о проекте. Режиссер: Дэвид Кроненберг Оператор: Марк Ирвин В кадре: Стивен Лэк, Майкл Айронсайд Осторожно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments