altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Categories:

Актеры Дрейера: всегда точное попадание!

Продолжаем рассказ о датско-шведском режиссере. Фильмы Дрейера (не все, но хотя бы самые известные) нужно смотреть тем, кто ценит в кино актерское мастерство. В вопросах подбора актеров и взаимодействия с ними Карл Теодор действительно достиг совершенства. Для начала хочется отметить несколько интересных моментов, связанных с актерской темой у Дрейера (на основе информации из книги "Великий Датчанин").

Карл Теодор Дрейер2.JPG

1. Отсутствие постоянной актерской команды.
Очень редко кто-либо из актеров/актрис снимался у Дрейера более одного раза. А в главных ролях мы всегда видим новые лица. С чем это связано – сложный вопрос. Точно это не связано с конфликтами, которые, конечно, были (как и у всех выдающихся режиссеров), но заканчивались они миром. Дрейер никого не пытал, а наоборот, обращался с актерами обходительно, спокойно. Постоянные смены актерского состава были связаны, судя по всему, с тем, что Дрейер сотрудничал с разными студиями Дании, Швеции, Германии, Франции, а актеры же были привязаны контрактом к той или иной студии. Кроме того, Дрейер часто задействовал непрофессиональных актеров, порой буквально тащил их с улицы. Но это, в основном, для эпизодических ролей. Главная причина, почему всегда менялись артисты для главных ролей, кроется в самих историях. Сюжеты фильмов Дрейера на самом деле очень не похожи, а режиссер очень внимательно подбирал актера или актрису под тот или иной типаж. Так как типажи постоянно менялись, то и носители характеров подбирались заново. Наконец, свою роль сыграли длинные перерывы между съемками: за 9-10 лет появлялось новое поколение актеров.

2. Крупные планы.
Одна из главных "фирменных фишек" Дрейера, которую он начал использовать с самого начала режиссерской карьеры. Именно в крупных планах мы видим в полном объеме экспрессивную актерскую игру. Конечно, специфика немого кино подталкивала режиссера к использованию этого художественного приема. Не Дрейер его изобрел, но и именно датчанин основательно закрепил этот прием в кинематографе. Даже после перехода в звуковое кино Дрейер не отказался от крупных планов, хоть и стал применять их реже, переключив основное внимание на такие вещи, как декорации, освещение, движение людей в кадре.

3. Интуитивная игра.
Только великий режиссер может добиться такой естественной и идеально точной актерской игры без использования системы Станиславского. Актеры у Дрейера, по сути, не перевоплощаются в образ, а играют самих себя, интуитивно развивая в себе переживания, обусловленные конкретной сценой. Задача Дрейера заключалась в том, чтобы создать все условия для интуитивного постижения актером образа героя. Режиссер не указывал напрямую КАК играть. Вместо этого он тщательно выстраивал сцену и вводил в нее персонажей (конечно, были и репетиции). Участники киносъемок в воспоминаниях отмечали удивительный эффект: актеры использовали жестыи движения, которые были указаны в режиссерском сценарии, тогда как сам Дрейер им на эти моменты не указывал.

4. Запрет на грим и косметику.
Еще одна "фишка" Дрейера, благодаря которой игра актеров становилась более естественной. Проблема была в том, что в эпоху немого кино грим использоваться не только для усиления внешности героя, но и в связи с техническими особенностями – чтобы человека элементарно хорошо было видно на пленке. Дрейеру пришлось компенсировать этот момент за свет экспериментов с освещением (из-за чего у актеров часто болели глаза), видимо, потому он и достиг такого мастерства в работе со светом.

Примеры выдающихся актерских работ в фильмах Карла Теодора Дрейера:
1920 - Вдова пастора.
Во "Вдове пастора" снималась 76-летняя Хильдур Карлберг (она ушла из жизни вскоре после выхода фильма). Примечателен здесь сам факт приглашения на киносъемки (к тому же, на главную роль) пожилой актрисы: в то время в ролях стариков принято было снимать загримированных актеров помоложе. Здесь мы видим один из самых поразительных крупных планов у Дрейера.

1920 - Вдова пастора.jpg

1924 - Михаэль.
Для роли Мастера в фильме "Михаэль" Дрейер пригласил другого выдающегося датского режиссера Беньямина Кристенсена, который за 2 года до этого снял прославивших его "Ведьм". Союз двух самодостаточных авторов оказался сложным, но плодотворным.

1924 - Михаэль.JPG

1928 - Страсти Жанны Д'Арк.
"Страсти" фактически выстроены на крупных планах. Об актерских способностям Марии Фальконетти ходят легенды. Жаль, что кинокарьера у этой изначально театральной актрисы не сложилась. Да и ее дальнейшая судьба проходила как-то нелепо. И в этом есть сходство с самим Дрейером: оба, по большому счету, не реализовали себя в кино даже на 50%. Две родственные души встретились?

1928 - Страсти Жанны Д'Арк.jpg

1945 - Два человека.
Исключительный случай, когда актеры у Дрейера играют отвратительно. Но режиссер в этом не виноват: Георг Рюдеберг и Ванда Ротгардт были ему навязаны продюссерами. "Два человека" – это пример, как сейчас говорят, жуткого мискаста. Неудивительно, что Дрейер впоследствии открестился от этого фильма, не считал его своим. Вы спросите: почему фильм попал в обзор? Потому что это исключение, подтверждающее правило. Если бы Дрейеру удалось "пробить" актеров, которых он изначально планировал, мы бы, безусловно, получили очередной шедевр.

1945 - Два человека.JPG

1955 - Слово.
"Слово" можно упомянуть как пример работы Дрейера с второстепенными (непрофессиональными) актерами. В этом кадре видно, как до мелочей продумано расположение людей и их освещение (каждый подсвечивается отдельно).

1955 - Слово.jpg

1964 - Гертруда.
Нельзя не отметить сильную работу Нины Пенс Роде, при всей странности образа героини. Похожа ли ее Гертруда на женщину, в которую влюбляются все окружающие мужики? Дрейер считает, что похожа. Так или иначе, на этой актрисе держится весь фильм.

1964 - Гертруда.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment