altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кен Рассел. Часть 2: Топ-10 самых безумных фильмов

Этот список предназначен в первую очередь для тех, кто любит нестандартное авторское кино. У Рассела есть несколько хороших фильмов, снятых в стиле, приближенному к классическому ("Влюбленные женщины", "Приятель", "Радуга", "Любовник леди Чаттерлей"), но говорить о них не так интересно. "Золотой фонд" Рассела – это "безумные биографии", о которых я рассказывал в первой части, и ряд эпатажных лент с очевидным влиянием постмодернизма. Ранжирование списка основано на известности и влиятельности фильмов, а также на моих личных ощущениях.

10. 1970 - Любители музыки / The Music Lovers
Поначалу этот фильм выглядит вполне классическим: первые сцены настраивают зрителя на то, что он увидит типичную драматичную историю-биографию о композиторе, о том, как он красиво перебирает клавиши рояля, сочиняя "Лебединое озеро". Но вскоре начинается безумство. То, что Чайковский имел нетрадиционную ориентацию, – факт известный. Ну имел и имел – главное, что музыку великую сочинял. Кен Рассел – истинный провокатор – зацепился именно за эту деталь и развернул на этой теме не только сюжет фильма, но и психологический портрет главного героя. То есть зритель, незнакомый с российской культурой, например, американец, страшно представить что может подумать о нашем великом композиторе! С другой стороны, нельзя однозначно утверждать, что Рассел всё выдумал. Фильм "Любители музыки" (или "Музыкальные любовники") скандален, прежде всего, для российского зрителя. Остальных могут шокировать некоторые другие сцены.

1970 - Любители музыки.jpg

9. 1980 - Другие ипостаси / Altered States
"Измененные состояния" – единственный опыт режиссера в жанре научной фантастики. Образно выражаясь, Рассел бесцеремонно вошел в этот жанр, навел там шороху и быстренько вышел. Многие относят этот фильм к неудачным – я так понимаю, из-за того, что он не вполне соответствует канонам sci-fi, но как можно ждать от Рассела соответствие каким-либо канонам? Кен выбрал роман писателя Чаефски, видимо, потому, что увидел в нем возможность шокировать аудиторию на волне актуальной темы экспериментов с сознанием. В фильме ученый использует психотерапевтическую методику, чтобы раскрыть тайны подсознания. Естественно, что-то пошло не так... Сейчас этот фильм может шокировать разве что очень восприимчивых зрителей. В фантастическом кино до и после "Других ипостасей" были истории побезумнее. Здесь безумен не столько сам фильм, сколько попытка режиссера воздействовать на зрителя эффектными сценами. Поэтому только девятое место.

1980 - Другие ипостаси.jpg

8. 1984 - Преступление на почве страсти / Crimes of Passion
В Голливуде Рассел пробует себя еще в одном жанре – психопатологической-эротической драмы – уходящего корнями в джалло. Этот жанр дает свободы режиссеру больше, чем научная фантастика. Заметно, что Кен чувствует себя в нем более комфортно. Ранее были ведь и "Дьяволы", где безумный гений Рассела развернулся на полную катушку (но об это позже). Режиссер разбрасывает по всему фильму сцены разной степени эпатажности, порой забывая о логичности действия – опять же влияние джалло. Проблема фильма в том, что снят он слишком поздно: сам жанр пережил уже лучшие времена, да и у Рассела в это время начинается творческий упадок.

1984 - Преступление на почве страсти.jpg

7. 1972 - Дикий мессия / Savage Messiah
Еще одна "безумная биография" про деятеля искусства. Импульсивный, спонтанный художник-скульптор Анри Годье спешит реализовать свой талант, как будто предчувствуя, что скоро погибнет на войне. Годье совершает ряд безумных поступков, включая связь с писательницей, которая на 20 лет старше его. Картины и скульптуры Годье, как отмечают знатоки, предвосхищают постмодернизм. Рассел, конечно, не мог пройти мимо такой биографии. Он показывает жизнь молодого художника ярко, откровенно, эпатажно и в то же время – с любовью (ведь безумие героя и безумие режиссера имеют одну природу).

1972 - Дикий мессия.JPG

6. 1966 - Айседора Дункан, величайшая танцовщица мира / Isadora Duncan, the Biggest Dancer in the World
Одна из первых "безумных биографий", снятая для телевидения. Дункан сама была в какой-то степени безумна, как и Есенин, который показан в фильме чересчур гротескно. Зрителю может показаться, что Рассел просто издевается над персонажами – признанными гениями искусства, делая акцент на их абсурдных и эпатажных поступках. С другой стороны, фактических искажений здесь не так уж и много. "Айседора Дункан" – на самом деле, недооцененный шедевр. Это выдающийся пример сочетания иронии и глубокого понимания вопроса (в данном случае, сущности танца). Как известно, Рассел увлекался танцами, и к методам Дункан он относился с большим уважением.

1966 - Айседора Дункан, величайшая танцовщица мира.JPG

5. 1986 - Готика / Gothic
Как уже отмечалось, во второй половине 80-х у Рассела начинается необратимый творческий упадок. Но важно отметить: упадок с точки зрения зрителей и критиков. У самого режиссера настоящее безумие, кажется, только начинается. К сожалению, гармонично соединять форму и содержания у него получается с большим трудом (например, в мини-сериале "Любовник леди Чаттерлей", в котором "правильность" кажется вымученной). Поэтому в поздних фильмах безумные идеи и фантазии окончательно захватывают власть, отправляя логичность и понятность сюжета на задний план. "Готика" – это смесь оккультизма, сновидений, наркотического бреда и аморальности. Действие по истине безумное. Но воспринимать это нелегко.

1986 - Готика.jpg

4. 2002 - Падение гниды Ашера / The Fall of the Louse of Usher
Низшая точка падения и одновременно высшая точка взлета Рассела. В первом случае речь идет о творческой адекватности, во втором – о безумстве фантазий. Честно скажу, я даже не пытался понять смысл этой интерпретации рассказов Эдгара По. Рассел снимал своё "Падение" (намеренная игра слов) для себя. Этот фильм нельзя было показывать широкому зрителю. Это своеобразный каминг-аут Рассела, который таким образом публично признался в своей психической неустойчивости, которая и прежде была очевидна.

2002 - Падение гниды Ашера.jpg

3. 1975 - Листомания / Lisztomania
Гротеск в этом фильме просто зашкаливает. Рассел смешивает казалось бы несочетаемые парадигмы: классическое искусство, современная рок-музыку, анархизм, карикатурность, мистика. Рихард Вагнер предстает в образе Гитлера и Дракулы в одном лице. В общем, постмодернизм в чистом виде! "Листомания" развивается быстро, непредсказуемо и не дает выдохнуть.

1975 - Листомания.JPG

2. 1975 - Томми / Tommy
Я специально не уточнял, но "Томми" наверняка упоминается в трудах о постмодернизме. Это уникальный для кино опыт сочетания условно "высокого" (классического) искусства и "низкого" массового (рок-музыки). В этом Расселу помог Пит Тауншенд из The Who, сочинивший рок-оперу "Томми". Режиссер создал на ее основе очень эффектный видеоряд, конечно же, не без эпатажных сцен. "В «Томми» поражают неистощимая выдумка, изобретательность и феерический, иллюзионистский, по-своему галлюцинаторский талант постановщика", – пишет kinanet. О том, какое впечатление производит фильм на людей, связанных с музыкой, читайте в истории fembot2.

1975 - Томми.jpg

1. 1971 - Дьяволы / The Devils
Самым безумным у Рассела оказался фильм о коллективном безумии, которое реально случилось в 17-м веке во Франции. Здесь сошли с ума решительно все! "Дьяволов" опасно показывать даже в наше время, учитывая религиозную восприимчивость многих зрителей. Правда, самая шокирующая сцена вырезана из фильма, но доступна на видеопорталах. Кен Рассел и Дерек Джармен, отвечавший за декорации, создали мир, пропитанный "аурой психоза и сексуальной неудовлетворенности".  В общем, этот фильм – серьезное испытание для психики кинолюбителя.

1971 - Дьяволы.JPG
Tags: Кен Рассел
Subscribe

Posts from This Journal “Кен Рассел” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments