altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кен Рассел. Часть 1: Введение + "Фирменные фишки"

"Манера Рассела отличается безудержным,
не ограниченным никакими рамками буйством фантазии,
в ней сочетаются трудно, казалось бы, сочленимые стили и жанры
- иногда почти на грани с полной безвкусицей и мешаниной
".
kinanet

Начинаю серию заметок об этом замечательном английском режиссере.
Кен Рассел – отличный пример счастливой кинематографической судьбы. Прожил долго, наснимал много, в том числе и совершенно безумные вещи, благодаря которым обрел культовый статус. Он относится к ряду мозговыносящих режиссеров: порой даже возникают сомнения в психическом здоровье этого человека, но, как известно, гениальность и безумие – две стороны одной медали. Как минимум отвисание челюсти в некоторых сценах вам гарантировано. Но не подумайте, что Рассел – какой-то бунтарь-псих, который берет своё эпатажем и незаурядными сюжетами. Рассел – большой знаток истории и культурных традиций (в основном, в том, что касается родной Англии). Ему присуще очень тонкое понимание классической музыки и живописи, он пробовал себя в танцах и фотоискусстве. И вот это всё понамешано в его фильмах. Лучшие его работы интересны хотя бы этой эклектикой – и не так важно, что некоторые идеи могут шокировать или возмущать. Перед просмотром Рассела надо сразу с собой договориться: всерьез ЭТО воспринимать нельзя!

Кен Рассел в фильме Падение гниды Ашера.jpg

Изучая материалы, посвященные Кену, в блогах и кинопорталах, я с сожалением отметил, что отношение к нему, в общем, снисходительное. Стилистика и идеи Рассела нашему народу не очень нравятся. Почему-то часто акцент делается на поздних, неудачных (в том числе, намеренно неудачных) работах, на основе которых делается вывод о несостоятельности более ранних кинолент. Мол, смотрите, только псих мог снять "Падение гниды Ашера", а значит "Томми", "Дьяволы" и "Дикий мессия" – также произведения больного сознания, пусть и сделанные на более высоком техническом уровне. И что-то в этом есть: я сам ловил себя на ощущении, что смотрю творчество душевно больного человека, что не помешало мне признать ряд его фильмов шедеврами. В общем, Кен Рассел – очень интересный персонаж, безусловно, заслуживающий глубокого изучения. Это режиссер с открытой душой и подвижной психикой, он снимал так, как хотел, и о чем хотел. Не советую погружаться с головой в его киномир – "крыша" вполне может отъехать (на короткое время). Но для более глубокого понимания кино очень даже рекомендую.

"Фирменные фишки":характерные для Рассела художественные приемы и темы.

1. "Безумные биографии" – жанр, придуманный Расселом и ставший его "визитной карточкой". Яркий пример того, как режиссер соединяет высокую культуру и низкую безвкусицу. К биографиям известных деятелей искусства он добавляет шокирующие факты, которые и делают фильмы скандальными. Но вот что забавно: если порыться в источниках, то можно с удивлением выяснить, что "придуманные" Расселом истории про какого-то известного человека или черты его личности не такие уж и придуманные... Надо всегда помнить: Рассел хоть и любил эпатажные приемы, он не брал их из пустоты – в каждом случае они являлись производным его глубокого понимания искусства и культуры.
Примеры: "Любители музыки" (про Чайковского и его гомосексуальные наклонности), "Листомания" (об псевдоидеологическом противостоянии композиторов Листа и Вагнера), "Валентино" (биография актера Рудольфa Валентино с высмеиванием голливудских нравов).

1965 - Дебюсси.JPG

2. Постмодернизм.
Различные киноведы, например, kinanet, называют Рассела первым постмодернистом британского кино. Постмодернизм – явление во второй половине 20 века, предполагающее новый подход к искусству. Постмодернизм "разрешил" соединять в одном произведении "высокое" и "низкое" (массовое и элитарное), дал массу инструментов для экспериментов с формой. Неудивительно, что этими возможностями воспользовались разного рода бунтари и маргиналы от искусства, стремившиеся эпатировать публику. Рассел – тоже в какой-то степени бунтарь, для которого рамки английского кино 50-60-х были узкими и скучными. Видимо, он одним из первых почувствовал эти моменты и понял, как их можно реализовать в кино. Пожалуй, лучший пример расселовского постмодерна – рок-мюзикл "Томми".

1975 - Томми.jpg

3. 19-й век – любимая эпоха Рассела, и это может показаться странным. Постмодернисты, в основном, экспериментировали с современными образами, тогда как Рассел совершил маленькое культурологическое открытие: задатки постмодернизма были еще у Байрона (см. фильм "Готика"), затем появились Оскар Уайлд и Дэвид Герберт Лоуренс, показавшие, что соединение "высокого" и "низкого" встречалось сплошь и рядом в викторианской Англии (19-й век - начало 20-го), несмотря на ее жесткую систему ценностей и их разделение по сословиям. Неслучайно Рассел брался за экранизацию произведений именно этих авторов, тогда как часто экранизируемые "традиционные" Джейн Остин или Бронте были ему в этом плане неинтересны.

1993 - Любовник леди Чаттерлей.jpg

4. Классическая музыка.
Настоящая страсть Рассела (с детства) и неотъемлемая часть его фильмов. Сложная мелодичная классическая музыка хорошо сочетается с полетами фантазий режиссера. Наверное, половина его фильмографии так или иначе посвящена композиторам, и не только классическим. Вот есть опять же "Томми" – рок-опера, сочиненная современным композитором. Прогрессивная рок-музыка из "Томми" по сложности и величественности не уступает академической классике.

1975 - Листомания.JPG

5. Сны.
Было бы странно, если бы Рассел не использовал этот прием. Сны и видения стирают в восприятии действия грань между прошлым и настоящим, реальным и воображаемым.В "Других ипостасях" режиссер пошел еще дальше и показал эксперименты с подсознанием.

1974 - Малер.JPG

6. Эротика
"Больное" сознание режиссера не могло пройти мимо и этой темы. Эпатирующий эффект его фильмов достигается во многом за счет откровенных сцен. Рассел заигрывает с эротикой еще в ранней комедии "Французское платье". Сцена в поезде с Ричардом Чемберленом и Глендой Джексон ("Любители музыки") – одна из самых скандальных у Рассела. Ну а "Дьяволы" уже просто за гранью. Обнаженные актрисы появляются, например, в "Любовнике леди Чаттерлей", "Радуга", "Преступлении на почве страсти" и др. Женскую аудиторию наверняка впечатлит известная сцена из "Влюбленных женщин" с участием Алана Бейтса и Оливера Рида.

1989 - Радуга.jpg
Tags: Кен Рассел
Subscribe

Posts from This Journal “Кен Рассел” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment