altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Кен Рассел. Часть 1: Введение + "Фирменные фишки"

"Манера Рассела отличается безудержным,
не ограниченным никакими рамками буйством фантазии,
в ней сочетаются трудно, казалось бы, сочленимые стили и жанры
- иногда почти на грани с полной безвкусицей и мешаниной
".
kinanet

Начинаю серию заметок об этом замечательном английском режиссере.
Кен Рассел – отличный пример счастливой кинематографической судьбы. Прожил долго, наснимал много, в том числе и совершенно безумные вещи, благодаря которым обрел культовый статус. Он относится к ряду мозговыносящих режиссеров: порой даже возникают сомнения в психическом здоровье этого человека, но, как известно, гениальность и безумие – две стороны одной медали. Как минимум отвисание челюсти в некоторых сценах вам гарантировано. Но не подумайте, что Рассел – какой-то бунтарь-псих, который берет своё эпатажем и незаурядными сюжетами. Рассел – большой знаток истории и культурных традиций (в основном, в том, что касается родной Англии). Ему присуще очень тонкое понимание классической музыки и живописи, он пробовал себя в танцах и фотоискусстве. И вот это всё понамешано в его фильмах. Лучшие его работы интересны хотя бы этой эклектикой – и не так важно, что некоторые идеи могут шокировать или возмущать. Перед просмотром Рассела надо сразу с собой договориться: всерьез ЭТО воспринимать нельзя!

Кен Рассел в фильме Падение гниды Ашера.jpg

Изучая материалы, посвященные Кену, в блогах и кинопорталах, я с сожалением отметил, что отношение к нему, в общем, снисходительное. Стилистика и идеи Рассела нашему народу не очень нравятся. Почему-то часто акцент делается на поздних, неудачных (в том числе, намеренно неудачных) работах, на основе которых делается вывод о несостоятельности более ранних кинолент. Мол, смотрите, только псих мог снять "Падение гниды Ашера", а значит "Томми", "Дьяволы" и "Дикий мессия" – также произведения больного сознания, пусть и сделанные на более высоком техническом уровне. И что-то в этом есть: я сам ловил себя на ощущении, что смотрю творчество душевно больного человека, что не помешало мне признать ряд его фильмов шедеврами. В общем, Кен Рассел – очень интересный персонаж, безусловно, заслуживающий глубокого изучения. Это режиссер с открытой душой и подвижной психикой, он снимал так, как хотел, и о чем хотел. Не советую погружаться с головой в его киномир – "крыша" вполне может отъехать (на короткое время). Но для более глубокого понимания кино очень даже рекомендую.

"Фирменные фишки":характерные для Рассела художественные приемы и темы.

1. "Безумные биографии" – жанр, придуманный Расселом и ставший его "визитной карточкой". Яркий пример того, как режиссер соединяет высокую культуру и низкую безвкусицу. К биографиям известных деятелей искусства он добавляет шокирующие факты, которые и делают фильмы скандальными. Но вот что забавно: если порыться в источниках, то можно с удивлением выяснить, что "придуманные" Расселом истории про какого-то известного человека или черты его личности не такие уж и придуманные... Надо всегда помнить: Рассел хоть и любил эпатажные приемы, он не брал их из пустоты – в каждом случае они являлись производным его глубокого понимания искусства и культуры.
Примеры: "Любители музыки" (про Чайковского и его гомосексуальные наклонности), "Листомания" (об псевдоидеологическом противостоянии композиторов Листа и Вагнера), "Валентино" (биография актера Рудольфa Валентино с высмеиванием голливудских нравов).

1965 - Дебюсси.JPG

2. Постмодернизм.
Различные киноведы, например, kinanet, называют Рассела первым постмодернистом британского кино. Постмодернизм – явление во второй половине 20 века, предполагающее новый подход к искусству. Постмодернизм "разрешил" соединять в одном произведении "высокое" и "низкое" (массовое и элитарное), дал массу инструментов для экспериментов с формой. Неудивительно, что этими возможностями воспользовались разного рода бунтари и маргиналы от искусства, стремившиеся эпатировать публику. Рассел – тоже в какой-то степени бунтарь, для которого рамки английского кино 50-60-х были узкими и скучными. Видимо, он одним из первых почувствовал эти моменты и понял, как их можно реализовать в кино. Пожалуй, лучший пример расселовского постмодерна – рок-мюзикл "Томми".

1975 - Томми.jpg

3. 19-й век – любимая эпоха Рассела, и это может показаться странным. Постмодернисты, в основном, экспериментировали с современными образами, тогда как Рассел совершил маленькое культурологическое открытие: задатки постмодернизма были еще у Байрона (см. фильм "Готика"), затем появились Оскар Уайлд и Дэвид Герберт Лоуренс, показавшие, что соединение "высокого" и "низкого" встречалось сплошь и рядом в викторианской Англии (19-й век - начало 20-го), несмотря на ее жесткую систему ценностей и их разделение по сословиям. Неслучайно Рассел брался за экранизацию произведений именно этих авторов, тогда как часто экранизируемые "традиционные" Джейн Остин или Бронте были ему в этом плане неинтересны.

1993 - Любовник леди Чаттерлей.jpg

4. Классическая музыка.
Настоящая страсть Рассела (с детства) и неотъемлемая часть его фильмов. Сложная мелодичная классическая музыка хорошо сочетается с полетами фантазий режиссера. Наверное, половина его фильмографии так или иначе посвящена композиторам, и не только классическим. Вот есть опять же "Томми" – рок-опера, сочиненная современным композитором. Прогрессивная рок-музыка из "Томми" по сложности и величественности не уступает академической классике.

1975 - Листомания.JPG

5. Сны.
Было бы странно, если бы Рассел не использовал этот прием. Сны и видения стирают в восприятии действия грань между прошлым и настоящим, реальным и воображаемым.В "Других ипостасях" режиссер пошел еще дальше и показал эксперименты с подсознанием.

1974 - Малер.JPG

6. Эротика
"Больное" сознание режиссера не могло пройти мимо и этой темы. Эпатирующий эффект его фильмов достигается во многом за счет откровенных сцен. Рассел заигрывает с эротикой еще в ранней комедии "Французское платье". Сцена в поезде с Ричардом Чемберленом и Глендой Джексон ("Любители музыки") – одна из самых скандальных у Рассела. Ну а "Дьяволы" уже просто за гранью. Обнаженные актрисы появляются, например, в "Любовнике леди Чаттерлей", "Радуга", "Преступлении на почве страсти" и др. Женскую аудиторию наверняка впечатлит известная сцена из "Влюбленных женщин" с участием Алана Бейтса и Оливера Рида.

1989 - Радуга.jpg
Tags: Кен Рассел
Subscribe

Posts from This Journal “Кен Рассел” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment