altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Томм Мур Vs. Хаяо Миядзаки

Начало 2010-х годов принесло новую радость любителям нестандартной полнометражной анимации – это работы ирландского режиссера по имени Томм Мур. У него пока два мультфильма – "Тайна Келлс" и "Песнь моря". И оба получили номинацию на Оскар, проиграв в обоих случаях американским мультфильмам. О чем это говорит? В Европе появилась серьезная анимационная сила, которая постепенно становится альтернативой хоть и качественной, но шаблонной, однообразной американской продукции, оккупировавшей кинотеатры по всему миру.

2009 - Тайна Келлс2.jpg 1997 - Принцесса Мононоке2.jpg

На Мура так и хочется повесить ярлык "европейского Миядзаки". Влияние японского мастера на ирландца очевидно, оно отмечается в рецензиях и обзорах. Но причем здесь Миядзаки? Понятно, что сравнение этих режиссеров в любом случае будет не в пользу европейца. Студия Ghibli лет 20-25 была серьезным противовесом американщине. Но... Миядзаки с Такахатой, как известно, ушли на пенсию, а японская анимация в стиле студии Ghibli все-таки выходит из моды: ничего нового в плане идей и стилистики в ней не предвидится и вряд ли кому удастся выйти на уровень шедевров Хаяо и Исао. В связи с этим так и напрашивается поиск нового противовеса в Европе. И Томм Мур тут как тут!

Сравнение с Миядзаки во всём – в стилистике, в сюжетах – говорит о том, что Мур пока что не стал зрелым, художественно самостоятельным мастером. Рано еще от него такое требовать. Но что, что он показывает двумя своими полнометржаными работами, указывает на огромный потенциал! Итак, что же общего у Томма Мура и Хаяо Миядзаки:
1. Интерес к фольклору, древним национальным мифам и легендам (соответственно, ирландцев и японцев).
2. Сложная, красочная, тщательно прорисованная анимация, далекая от американских мульт-шаблонов.
3. Сходство некоторых персонажей и сюжетных ходов. В оправдание ирландцу надо заметить, что мифы разных народов, даже тех, что исторически не пересекались, сами по себе имеют много общего. Культуры разные, но архетипы-то у всех людей общие. Так что обвинять Мура в плагиате ни в коем случае нельзя.
Теперь подробнее...

Для каждого фильма Томма Мура я выбрал для сравнения один из шедевров Миядзаки с похожими тематикой и персонажами: "Тайна Келлс" – "Принцесса Мононоке" и "Песнь моря" – "Рыбка Поньо на утесе". Все четыре мельтфильма показывают взаимодействие людей и фэнтэзийных существ из мифов и легенд. В "Тайне Келлс" главный герой – Брендон, мальчик из аббатства, уходит в лес с важной миссией и встречает там девочку - лесную фею Эйшлин. В "Принцессе Мононоке" мы видим что-то похожее: молодой принц отправляется в лес и знакомится там с лесной принцессой Мононоке. В обеих историях лесные девушки помогают молодым героям из реального человеческого мира. Эйшлин и Мононоке даже внешне похожи, если не учитывать различия в стиле прорисовки.

2009 - Тайна Келлс.jpg 1997 - Принцесса Мононоке7.jpg

2009 - Тайна Келлс3.jpg 1997 - Принцесса Мононоке.jpg

В мультфильмах "Песнь моря" и "Рыбка Поньо" на первом плане героини-девочки, имеющие сверхъестественное происхождение и желающие обрести человеческую природу. И здесь, и там действие происходит рядом с морем, в историях так или иначе используется морская мифология.

2014 - Песнь моря.jpg 2008 - Рыбка Поньо на утесе0.jpg

2014 - Песнь моря2.jpg 2008 - Рыбка Поньо на утесе.jpg

Восхищает качество анимации, проработанность каждой детали, каждого персонажа. Томм Мурр в этом плане даже переплюнул Миядзаки и, пожалуй, зря это сделал. Мультфильмы Мурра получились чересчур сложными: многие зрители жалуются на непонятность многих сюжетных ходов, правда, красота и необычность анимации компенсируют пробелы в понимании сюжета. "Пестрые герои мельтешат, словно стаи рыбок, все находится в постоянном движении, чем дольше смотришь, тем больше замечаешь новых деталей" (gazeta.ru). Мурр явно увлекся персонажами, образами, символикой – в ущерб простоте действия. Всё-таки "Тайна Келлса" и "Песнь моря" изначально – детские мультфильмы, а не мультяшный арт-хаус. Не сомневаюсь, что с режиссурой Миядзаки те же самые истории были бы более душевными и доступными для восприятия.

Муру еще нет 40 лет, тогда как Миядзаки скоро будет 75. Можно сказать, что первый годится второму во внуки. Что ж, у великого японского аниматора в Ирландии подрастает очень талантливый "внук"!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments