altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Луис Бунюэль: Топ-5 фильмов мексиканского периода

Как известно, этот выдающийся испанский режиссер большинство своих фильмов снял в Мексике – так уж сложилась его киношная судьба. При этом мексиканский период не так известен и изучен, как всемирно известные хиты, снятые в 30-е, 60-70-е годы. Этот пласт задвигается на второй план и простыми зрителями, и киноманами со стажем, судя во всему, из-за того, что те фильмы, "выращенные" на грубой мексиканской почве, изначально не внушают доверие. С 1947 года до второй половины 50-х Бунюэль снимает коммерческое массовое кино для простых мексиканцев (и про них, конечно же). Здесь сразу стоит отметить, что Луис не "срубал бабло", делая 2-3 кинопродукта в год, хотя бы потому, что платили немного и заставляли к тому же работать очень быстро. Сам режиссер пишет в автобиографии "Мой последний вздох": "Я никогда в жизни не спорил по поводу предлагаемой мне суммы по договору. Я просто не способен на это. Я соглашался или отказывался, но не спорил. Думается, я никогда не делал за деньги то, чего мне не хотелось делать".

Портрет Луиса Бунюэля, нарисованный Сальвадором Дали .jpg

Логично предположить, что в Мексике Бунюэль находил в кинопроизводстве свой интерес и умудрялся впихивать в массовое зрелище, слепленное по голливудским канонам, свои сюрреалистические идеи, которые позже станут его фирменным стилем и впишут его имя в число самых выдающихся кинорежиссеров. И просмотр фильмов рассматриваемого периода это подтверждает! Даже если Бунюэль берет для основы фильма известное литературное произведение, он находит место в сценарии для отсебятины, которая тогда оставалась незаметной для большинства зрителей. Сейчас же всем ознакомившимся с его ранними мексиканскими фильмами очевидны сюрреалистичные вкрапления, которые выводят этот пласт на достаточно высокий кинематографический уровень. Так что это нечто большее чем крепкие мелодрамы и социально-бытовые драмы, которые мог бы снять любой способный режиссер. Можно сказать, в этот период Бунюэль оттачивает свое киноремесло, ненавязчиво экспериментирует с сюрреализмом и готовится покорить мир кино.

Мексиканский период в этом контексте – это с 1947 по 1955 гг. От "Большого казино" до "Река и смерть". Хотя и позже Бунюэль снимал фильмы с участием мексиканских продюссеров и непосредственно в самой Мексике. Но это будет уже совсем другой Бунюэль... В Топ-5 вошли фильмы с самым высоким коэффициентом значимости/востребованности, о котором я ранее уже рассказывал.

5. Бездны страсти / Abismos de pasión / 1954
По роману Эмили Бронте "Грозовой перевал". "Как и всех сюрреалистов, меня влекло к этому роману, и мне хотелось снять по нему фильм" (из книги "Мой последний вздох"). Конечно, перед Луисом стояла задача адаптировать классический английский роман под мексиканские условия, а мексиканцы – отличный пример южного темперамента, для которого характерны перепады из крайности в крайность, эмоциональная подвижность, импульсивность. С этой задачей Луис справился успешно, так что любителей экранизаций викторианских романов фильм как минимум не разочарует.

1954 - Бездны страсти.jpg

4. Робинзон Крузо / Las Aventuras de Robinson Crusoe / 1954
Еще одна классическая экранизация, в которую Бунюэль осторожно привносит сюрреалистические элементы (например, галлюцинации главного героя). "Но по мере того как работа продвигалась, я увлекся сюжетом: ввел в него некоторые элементы секса (в мечтах, не совпадавших с реальностью) и сцену бреда, в которой Робинзон видит отца". В целом, крепкий фильм, в котором не к чему придраться.

1954 - Робинзон Крузо.jpg

3. Попытка преступления / Ensayo de un Crimen / 1955
А вот этот фильм уже заметно выделяется – прежде всего, необычной для того времени психопатологической тематикой. Здесь можно увидеть хичкоковские мотивы, а сам фильм повлиял на известных в будущем режиссеров. Ближе к середине 50-х Бунюэль начинает "легитимно" (то есть не выходя за рамки массового кино) осваивать свою главную стихию – взаимодействие человеческого подсознания и реального мира. Интересна история, связанная с фильмом, – про актрису Мирославу Штерн, которая покончила с собой вскоре после премьеры.

1955 - Попытка преступления.jpg

2. Он / El / 1953
Еще больше психопатологической темой выделяется "ОН"! На kinote назвали этот фильм "психо-триллером хичкоковского типа". Если "Попытка преступления" относительно спокойна, то "Он" – более эпатажный, импульсивный. Ревность, переходящая в паранойю – казалось бы, черта южного темперамента. Но вот что пишет сам Бунюэль: "По правде говоря, в нем нет ничего мексиканского. Действие могло бы разворачиваться где угодно, поскольку это портрет параноика". Поэтому фильм до сих пор востребован среди зрителей по всему миру, а у нас он вышел на второе место.

1953 - Он.jpg

1. Забытые / Los olvidados / 1950
С большим отрывом побеждает хит мирового масштаба, в котором собрано всё самое лучшее от Бунюэля мексиканского периода. Здесь в остросоциальной почве (фильм о беспризорниках) итальянского неореализма режиссер садит свои сюрреалистические семена (см. сцена со сновидениями Педро). Это действительно классика на все времена, но дальше у Бунюэля будет еще круче...

1950 - Забытые.jpg
Tags: Луис Бунюэль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments