altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Дерек Джармен – "альтернативный" режиссер (очерк о творчестве художника)

Удивительно, но, изучая отзывы, публикации и обсуждения Джармена, я ни разу не наткнулся на негатив относительно его личности, хотя казалось бы у интернет-аудитории с ограниченным мировоззрением, но интересующейся "кино не для всех", есть повод для колкостей, учитывая нетрадиционную сексуальную ориентацию режиссера и нетрадиционность кино, которое он снимал. Единственный более-менее серьезный спор, который я нашел, касается его компетенции в области философии – в обсуждении фильма "Виттгенштейн". Фильмы Джармена не поддаются анализу с использованием привычных критерий оценивания кино. Поэтому о нем так мало аналитических публикаций в блогосфере. Если кому это интересно, могу посоветовать серии постов у illa_anna и sessil_b. Возможно, что-то прошло мимо меня... Для понимания личности Джармена и особенностей его творчества в русскоязычной литературе, судя по всему, нет ничего лучше книги "Дерек Джармен – Жизнь Как Искусство", автор которой – вышеупомянутая illa_anna.

2008 - Дерек.JPG

Я не случайно назвал Дерека Джармена в заголовке "художником" – потому что кино для него является продолжением живописи. Когда живопись для него исчерпаала свои возможности, он вместо кисти взял в руки кинокамеру. Киноязык Джармена сложен в восприятии для тех, кто воспитан на голливудских стандартах. Это не редкость, конечно. В авторском кино и артхаусе полно таких "художников", создающих свой причудливый мир, понятный только им самим и узкой тусовке. Джармен – один из немногих режиссеров, чьи фильмы, неподдающиеся рациональному анализу, притягивают сильной энергетикой, гипнотизируют самых разных кинолюбителей по всему миру.

Фильмы Джармена – это "палитра", в которой вместо красок смешаны мистицизм, отсылки на мастеров оккультной философии, сновидческие образы, ренессансная магия, культура Англии времен Шекспира и королевы Елизаветы I. Очевидно, что зритель, незнакомый с контекстом, просто ничего не поймет, так что большинство пройдет мимо. Я вот тоже незнаком с контекстом, но обаяние Джармена не дает пройти мимо. Здесь у заинтересованного зрителя два возможных развития событий: либо отчаянно погрузиться в Википедию (или другие источники), чтобы узнать как можно больше обо всем этом, либо просто воспринимать кино на уровне чувств и интуиций. Второй путь даже лучше, потому что знание фактов, по большому счету, ничего нам не даст – только повод поспорить о том, насколько хорошо Джармен понимает философию Виттгенштейна или, например, знает биографию Караваджо. Кино Джармена можно полюбить эмоционально, эстетически, интуитивно, но никак не рационально. В этом плане, Дерек – гениальный художник. А как кинорежиссер – спорная фигура... Поэтому пусть он будет гениальным "альтернативным" режиссером.

2008 - Дерек5.JPG

Дерека Джармена называют представителем поэтического кино. Стивен Диллон в книге "Derek Jarman and Lyric film" отмечает, что поэтичность в его фильмах проявляется не только в стихах, которые произносит закадровый голос или, например, Лоуренс Оливье, читающий стихи погибшего на войне поэта Уилфрида Оуэна (фильм "Военный реквием"). Поэзия Джармена – это невербальные звуки, жесты, взаимодействие образов, символов, аллегорий. В фильмах режиссера поэзий выходит на первый план в ущерб традиционной повествовательности. Надо прямо сказать: сюжет у Джармена почти не важен – даже в самых доступных для массового зрителя работах.

Творческий путь Джармена в сфере кинопроизводства – отличный пример того, что при сильном желании начинающий режиссер может найти средства и снять кино именно так, как он хочет. Пример того, что можно снимать красивое авторское кино, которое в будущем станет культовым, за микроскопические бюджеты. Джармену не нужны были дорогие декорации, звездные актеры (в основном, он снимал своих друзей), высококачественная кинопленка и т.д. Он не особо заморачивался насчет исторической точности: в его фильмах полно анахронизмов, персонажи из 16-го века ходят в смокингах и читают глянцевые журналы. Всё это опять же дает нам понять, что у Джармена главное – не содержание, а форма. Но форма не какая-то искусственная, бездушная, а "живая", говорящая на языке символов и эмоций.

Может быть, я не настолько чувствительный человек (нет во мне натуры художника), чтобы Дерек Джармен стал "моим" режиссером. После каждого просмотра, помимо новой порции впечатлений, оставалась и некая неудовлетворенность. Казалось, Джармен шел в верном направлении, но каждый раз "обрывался", недореализовывался. Примечательно, что он часто был неудовлетворен своими работами. Если б он не умер от СПИДа в возрасте 52 лет, есть мнение, что киномир получил бы в 90-е и 2000-е годы несколько безусловных шедевров.

2008 - Дерек1.JPG

Что смотреть?

Красивое эстетсткое кино с элементами гомоэротики – "Себастьян", "Караваджо"

1976 - Себастьян.JPG

1986 - Караваджо2.JPG

Бунтарское анархо-панк-кино с постапокалиптическими мотивами – "Юбилей"

1978 - Юбилей.JPG

Авангардное кино в сопровождении экспериментальной музыки (Psychic TV, Throbbing Gristle, Coil, Brian Eno) – "Разговор с ангелами", "Глиттербаг", короткометражки

1981 - Слет экстрасенсов на небесах.jpg

Одна из самых нестандартных экранизаций Шекспира – "Буря"

1979 - Буря.JPG

100-процентное авторское кино, снятое без сценария и финансирования – "На Англию прощальный взгляд"

1988 - На Англию прощальный взгляд.png

Фильм с молодой Тильдой Суинтон – "Военный реквием"

1988 - Военный реквием2.JPG

Адекватное квир-кино (одним из основателей этого направления был Джармен) – "Эдвард II"

1991 - Эдвард II.JPG

Фильм для тех, кто ценит нестандартный взгляд на философию – "Виттгенштейн"

1993 - Витгенштейн.JPG

Фильмы, снятые режиссером, знающим о том, что скоро умрет – "Сад", "Блю"

1990 - Сад.JPG

1993 - Блю.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments