altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Джон Карпентер. Часть 1: Введение + "Фирменные фишки"

"Кино – не интеллекутальный, а эмоциональный вид искусства"
Джон Карпентер


Начинаю серию заметок, посвященных культовому мастеру триллеров, заработавшему в конце 70-х годов культовый статус. В американском кинематографе он занимает промежуточное положение между двумя пластами: "правильным" кино для массового зрителя и малобюджетным жанровым кино. Фильмы Карпентера – безусловно, массовые (иначе их бы не показывали так часто в ТВ). Но корнями они уходят в разного рода эксплотейшны. Карпентер берет самое лучшее отсюда и оттуда, балансируя между серьезностью и гротеском. Хорошее кинообразование не дает ему скатиться в трэш. Вот, например, "Они живут". 95% фильма – это такая "серьезная" фантастическая драма с мощным социальным подтекстом, но абсурдная концовка кардинально меняет наше восприятие. Как будто режиссер весь фильм сдерживал смех, но вот, наконец, не вытерпел и выдал себя: мол, с чего вы взяли, что это всё серьезно?!

1993 - Мешки для трупов.JPG

Мне, конечно, нравится такой сбалансированный подход к производству кино. Так или иначе, Карпентер находил средства, чтобы "снимать кино для себя, а не для абстрактных масс", как он заявил в документальном фильме "Большой Джон". Но лично для себя шедевров у Карпентера я не увидел. В каждом хорошем фильме, который потенциально мог бы попасть в список моих любимых, был момент, который вызывал у меня недоумение. Например, с каких пор осужденные на смертную казнь убийцы ведут себя так благородно, как в "Нападении на 13-й участок"? И зачем режиссер снял маску с лица мяньяка в "Хэллоуине", жестко нарушив свою же концепцию, которую так тщательно выдерживал почти весь фильм?

Подробнее о творчестве – в следующих заметках. А пока традиционные "фирменные фишки":

1. Инопланетяне, выглядящие как люди
Кто страшнее: пришелец с пастью, шупальцами, слюнями, красными глазами и т.д. ИЛИ гость с другой планеты, внешне ничем не отличающийся от гомо сапиенс? Карпентер доказывает: второй вариант! Привычный, порой даже добродушный человеческий облик гораздо эффективнее скрывает темные замыслы инопланетного существа. Они появляются в таких фильмах, как "Деревня проклятых", "Нечто", "Они живут", "Мешок для трупов". "Человек со звезды" – тоже пришелец, но хороший ) Маньяк в "Хэллоуине" – тоже в какой-то степени инопланетянин, учитывая его неубиваемость.

1995 - Деревня проклятых.jpg

2. Жуткие твари
Насколько примитивно выглядят спецэффекты в фильмах Карпентера ("Темная звезда", "Большой переполох...", "Туман"), настолько круто смотрятся различные потусторонние или инопланетные твари. К чему Карпентер относился серьезно, так это к гриму. Режиссер сотрудничал с таким известным мастером по созданию грима, как Роб Боттин, благодаря которому так реалистично и зловеще выглядят твари в "Нечто" и "Тумане". Другие фильмы Карпентера с жуткими тварями: "Вампиры", "Большой переполох в маленьком Китае", "Они живут", "В пасти безумия", "Дитя демона" (из сериала "Мастера ужасов").

1988 - Они живут.jpg

1994 - В пасти безумия.jpg

3. Опасные автомобили
Все видели "Кристину" или хотя бы знают, что там происходит. Тема опасных авто – одна из самых интересных и необычных у Карпентера. В "Нападении на 13-й участок" за мутным стеклом автомобиля скрываются криминальные элементы, из-за которых и начнется грандиозная резня. В "Хэллоуине" главный герой наблюдает из машины за будущими жертвами.

1976 - Нападение на 13-й участок.JPG

1983 - Кристина.jpg

4. Открытые финалы
Снова к вопросу о "серьезности" Джона Карпентера. Своими финалами он может как испортить, так и усилить впечатление. Самый яркий пример – "Хэллоуин": казалось бы, парня в маске, наконец, прибили, а он... В общем, оказалось, что это только начало сериала. Или взять "Большой переполох". Вроде все спаслись, убежали, отметили победу, но вдруг вылезает вот ЭТО:
1986 - Большой переполох в маленьком Китае.JPG

... и ты понимаешь, что главный герой конкретно попал. Но фильм-то кончился!

5. Курт Рассел
Сергей Кудрявцев назвал Джона Карпентера "крестным отцом" Курта Рассела. Именно у этого режиссера брутальный герой боевиков впервые раскрылся, причем, в драматической роли ("Элвис"). Мне кажется, эти два персонажа так хорошо сработались, потому что Курт в своих образах воплотил отношение Карпентера к кинематографу: сочетание внешней (напыщенной) серьезности и самоиронии, которая в итоге и выходит на первый план. Вспомните, как пафосно выглядит Рассел в "Побеге из Нью-Йорка" и как пародирует своего же Плискина в "Большом переполохе".

1979 - Элвис.JPG

1981 - Побег из Нью-Йорка.jpg

Мой ТОП-5
1.Кристина
2.Нечто
3.Нападение на 13-й участок
4.Темная звезда
5.Хэллоуин

Часть 2: 70-е годы
Часть 3: 80-е годы
Часть 4: 90-е годы
Tags: Джон Карпентер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments