altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Джон Карпентер. Часть 1: Введение + "Фирменные фишки"

"Кино – не интеллекутальный, а эмоциональный вид искусства"
Джон Карпентер


Начинаю серию заметок, посвященных культовому мастеру триллеров, заработавшему в конце 70-х годов культовый статус. В американском кинематографе он занимает промежуточное положение между двумя пластами: "правильным" кино для массового зрителя и малобюджетным жанровым кино. Фильмы Карпентера – безусловно, массовые (иначе их бы не показывали так часто в ТВ). Но корнями они уходят в разного рода эксплотейшны. Карпентер берет самое лучшее отсюда и оттуда, балансируя между серьезностью и гротеском. Хорошее кинообразование не дает ему скатиться в трэш. Вот, например, "Они живут". 95% фильма – это такая "серьезная" фантастическая драма с мощным социальным подтекстом, но абсурдная концовка кардинально меняет наше восприятие. Как будто режиссер весь фильм сдерживал смех, но вот, наконец, не вытерпел и выдал себя: мол, с чего вы взяли, что это всё серьезно?!

1993 - Мешки для трупов.JPG

Мне, конечно, нравится такой сбалансированный подход к производству кино. Так или иначе, Карпентер находил средства, чтобы "снимать кино для себя, а не для абстрактных масс", как он заявил в документальном фильме "Большой Джон". Но лично для себя шедевров у Карпентера я не увидел. В каждом хорошем фильме, который потенциально мог бы попасть в список моих любимых, был момент, который вызывал у меня недоумение. Например, с каких пор осужденные на смертную казнь убийцы ведут себя так благородно, как в "Нападении на 13-й участок"? И зачем режиссер снял маску с лица мяньяка в "Хэллоуине", жестко нарушив свою же концепцию, которую так тщательно выдерживал почти весь фильм?

Подробнее о творчестве – в следующих заметках. А пока традиционные "фирменные фишки":

1. Инопланетяне, выглядящие как люди
Кто страшнее: пришелец с пастью, шупальцами, слюнями, красными глазами и т.д. ИЛИ гость с другой планеты, внешне ничем не отличающийся от гомо сапиенс? Карпентер доказывает: второй вариант! Привычный, порой даже добродушный человеческий облик гораздо эффективнее скрывает темные замыслы инопланетного существа. Они появляются в таких фильмах, как "Деревня проклятых", "Нечто", "Они живут", "Мешок для трупов". "Человек со звезды" – тоже пришелец, но хороший ) Маньяк в "Хэллоуине" – тоже в какой-то степени инопланетянин, учитывая его неубиваемость.

1995 - Деревня проклятых.jpg

2. Жуткие твари
Насколько примитивно выглядят спецэффекты в фильмах Карпентера ("Темная звезда", "Большой переполох...", "Туман"), настолько круто смотрятся различные потусторонние или инопланетные твари. К чему Карпентер относился серьезно, так это к гриму. Режиссер сотрудничал с таким известным мастером по созданию грима, как Роб Боттин, благодаря которому так реалистично и зловеще выглядят твари в "Нечто" и "Тумане". Другие фильмы Карпентера с жуткими тварями: "Вампиры", "Большой переполох в маленьком Китае", "Они живут", "В пасти безумия", "Дитя демона" (из сериала "Мастера ужасов").

1988 - Они живут.jpg

1994 - В пасти безумия.jpg

3. Опасные автомобили
Все видели "Кристину" или хотя бы знают, что там происходит. Тема опасных авто – одна из самых интересных и необычных у Карпентера. В "Нападении на 13-й участок" за мутным стеклом автомобиля скрываются криминальные элементы, из-за которых и начнется грандиозная резня. В "Хэллоуине" главный герой наблюдает из машины за будущими жертвами.

1976 - Нападение на 13-й участок.JPG

1983 - Кристина.jpg

4. Открытые финалы
Снова к вопросу о "серьезности" Джона Карпентера. Своими финалами он может как испортить, так и усилить впечатление. Самый яркий пример – "Хэллоуин": казалось бы, парня в маске, наконец, прибили, а он... В общем, оказалось, что это только начало сериала. Или взять "Большой переполох". Вроде все спаслись, убежали, отметили победу, но вдруг вылезает вот ЭТО:
1986 - Большой переполох в маленьком Китае.JPG

... и ты понимаешь, что главный герой конкретно попал. Но фильм-то кончился!

5. Курт Рассел
Сергей Кудрявцев назвал Джона Карпентера "крестным отцом" Курта Рассела. Именно у этого режиссера брутальный герой боевиков впервые раскрылся, причем, в драматической роли ("Элвис"). Мне кажется, эти два персонажа так хорошо сработались, потому что Курт в своих образах воплотил отношение Карпентера к кинематографу: сочетание внешней (напыщенной) серьезности и самоиронии, которая в итоге и выходит на первый план. Вспомните, как пафосно выглядит Рассел в "Побеге из Нью-Йорка" и как пародирует своего же Плискина в "Большом переполохе".

1979 - Элвис.JPG

1981 - Побег из Нью-Йорка.jpg

Мой ТОП-5
1.Кристина
2.Нечто
3.Нападение на 13-й участок
4.Темная звезда
5.Хэллоуин

Часть 2: 70-е годы
Часть 3: 80-е годы
Часть 4: 90-е годы
Tags: Джон Карпентер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments