altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Питер Гринуэй

"Это кино, приготовленное на сливочном масле с приправами из театра, фотографии и живописи"
boris_gouts


Питер Гринуэй, один из самых выдающихся английских кинорежиссеров, постоянно твердит: "Кино умерло!" Аргументы в пользу своего утверждния приводит какие-то невнятные, как будто, пытается оправдать свои эксперименты с видеоформами, непонятные для основной массы кинолюбителей. Гринуэй выбрал свой путь – художника, который для художественной реализации использует не холст и краски, а современные технологии в сфере съемки и монтажа видео. Поэтому его работы напоминают видеоарт и столь далеки от традиционных киноформ. Как выразился nik_ignatchenko, это "человек, который мог бы снимать самые дорогостоящие блокбастеры, но выбравший полную независимость в творчестве".

Рембрандт - Я обвиняю.jpg

Для меня Гринуэй стал одним из главных кинооткрытий прошлого года, хотя кое-что видел и раньше. Я сознательно облегчил себе задачу освоения его творчества, отказавшись от разгадывания его ребусов и поиска скрытой символики. Гринуэй – из тех режиссеров, которые позволяют зрителю отказаться от интеллектуальной нагрузки (которую его фильмы всё же дают) и войти в поток, который сам принесет тебя к различным пониманиям и эмоциональным переживаниям. Другими словами, Гринуэй – один из самых адекватных иррациональных режиссеров. (Таковым можно назвать и Жан-Люка Годара) Ну а отличной приманкой для того, кто только собирается осваивать его фильмографию, является визуальное пиршество, обилие красивых вещей, которые он использует во всех своих фильмах. Без сомнения, Питер Гринуэй – один из самых "красивых" режиссеров за всю историю кино.

Четыре категории фильмов Гринуэя
Как мы уже выяснили, фильмы Питера Гринуэя – это не совсем кино. Питер объединяет практически все виды искусства, уделяя особенное внимание живописи, что неудивительно, учитывая его образование художника. Условно его фильмографию можно разделить на 4 категории, в которых, помимо собственно кино, преобладает тот или иной вид искусства.

1. Кино + Живопись
Фильмы, где большинство сцен выстраиваются по законам живописи, – самые красивые у Гринуэя, но и самые сложные для восприятия. Выставляя на первый план живописную символику, режиссер почти отказывается от традиционного сюжетного повествования. Чтобы понять, что здесь вообще происходит, зрителю придется поднапрячь интеллект или заглянуть в киноведческие источники. Хотя, на мой взгляд, это необязательно – можно просто присоединиться к творческому потоку автора и получать удовольствие.
К этой категории относятся "Контракт рисовальщика", "Зед и два нуля", "Живот архитектора", "Повар, вор, его жена и её любовник", отчасти "Тайны Ночного дозора". На фоне часто появляются известные полотна, которые, конечно же, доставляют дополнительную символику.

1982 - Контракт рисовальщика.jpg

1989 - Повар, вор, его жена и её любовник.jpg

2. Кино + Театр
Некоторые фильмы П.Г. напоминают экспериментальные театральные постановки, что опять же может озадачить зрителя: как ЭТО смотреть? Очередной разрыв шаблонов обеспечен. Здесь уже прослеживается сюжет, но его логика скрыта – уже не под грузом живописных образов, а в лабиринтах театральных декораций и в толпе многочисленных действующих лиц.
"Дитя Макона", "Гольциус и Пеликанья компания", "Тайны Ночного дозора".

2007 - Тайны «Ночного дозора».jpg

3. Кино + Энциклопедия
Энциклопедия – в какой-то степени, вид литературного искусства. По крайней мере, у Гринуэя. Многие известные его фильмы выстроены на энциклопедических перечислениях. Вот что сказал сам режиссер в интервью на cineticle.com: "Я против традиционной повествовательной структуры фильма. Но как-то организовывать материал все-таки нужно. Существует множество других систем, отличных от обычного линейного повествования. Поэтому я много экспериментирую с подсчетом, каталогизацией и перечислением".
Перечисления облегчают восприятие гринуэевских фильмов, предоставляя нашему сознанию хоть какую-то интеллекутальную опору. А визуальная красота не позволяет заскучать. Видимо, поэтому из всех его фильмов именно "Отсчет утопленников" является самым востребованным среди зрителей, ориентированных на "легкое", мэйнстримное кино. С другой стороны, "Падения" и "Книги Просперо" – непростое испытание для начинающего киномана.

1988 - Отсчет утопленников2.jpg

2003 - Чемоданы Тульса Люпера, часть 1.JPG

4. Кино + Видеоарт
В 90-х Гринуэй начинает использовать новые способы киносъемки – даже не киносъемки, а скажем так, организации видеоматериала в то, что потом можно будет назвать "фильмом". В этот период режиссера критикуют даже преданные поклонники и фанаты, потому что в своих творческих поисках режиссер действительно зашел в какие-то непонятные дебри. Самые неудачные его работы, по мнению критиков, появляются начиная с середины 90-х. Они напоминают видеоарт – это такое мутное понятие, которым можно обозвать современное видеоискусство, не вписывающееся в рамки привычного кино. Тем не менее, эти фильмы Питера можно смотреть, ими можно любоваться, заодно поразгадывать ребусы. "Интимный дневник" очень приятен для восприятия, но "8 с половиной женщин" у большинства зрителей вызывает раздражение. Наконец, мегапроект "Чемоданы Тульса Люпера" – самая неоднозначная и спорная работа Гринуэя. Кто-то от них фанатеет, кто-то – считает грандиозным творческим провалом.

1995 - Интимный дневник.jpg

"Фирменные фишки"
Как обычно, рассмотрим любимые художественные приемы режиссера.

1. Коллекции
Гринуэй – известный коллекционер, не только вещей, но и различных сведений (в том числе и выдуманных). Его коллекции лежат в основе не только фильмов-энциклопедий, но и короткометражных работ (например "Смерть в Сене"). Кажется, он собирает и систематизиует всё, что можно! "Чемоданы Тульса Люпера" – просто музей всевозможных коллекций! Вот, например, коллекция фотографий оттуда:

2003 - Чемоданы Тульса Люпера, часть 1.JPG

2. Насекомые
Еще одна коллекция Гринуэя, которую можно выделить отдельно. Насекомые (в основном, жуки, бабочки, улитки) часто показываются крупным планом, при этом не вызывая отвращения.

1988 - Отсчет утопленников.jpg

3. Вода
Вода у Гринуэя – очень кинематографичная стихия. В нее можно поместить не только всевозможные вещи, но и... утопленников, которых Гринуэй очень "любит" ))

1991 - Книги Просперо.jpg

4. Натюрморты
Здесь в полной мере Гринуэй "отрывается" как художник в обычном понимании этого слова. Смотришь фильм – и кажется, что попал в музей живописи. "ВидеоНатюрморты" – пожалуй, самое красивое, что есть в фильмах П.Г.

1985 - Зед и два нуля2.jpg

5. Майкл Найман
Многие любят фильмы Питера во многом благодаря музыкальному сопровождению авторства Майкла Наймана. Этот композитор сочиняет музыку в стиле минимализма с элементами барокко. Ее можно слушать отдельно, но в фильмах она удивительным образом дополняет (и даже немного проясняет) сложное для восприятия головой действие. "Найман практически сразу нашел полноценного единомышленника в лице Питера Гринуэя, сделав свою музыку неотъемлимой частью экспериментов последнего" – тесную связь между музыкой Наймана и того, что мы видим на экране, расшифровывает cineticle.com.

flare-iphoto-export-338632461

Мой ТОП-5 Питера Гринуэя

1. Тайны Ночного Дозора
2. Дитя Макона
3. Контракт рисовальщика
4. Повар, вор, его жена и её любовник
5. Книги Просперо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments