altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Тайны Ночного дозора" Гринуэя - культурологический детектив

"Рембрандт изобрел кинематограф за 400 лет до братьев Люмьер"
Питер Гринуэй


Так сложилсоь, что основная часть зрителей не увидела в этом фильме экстраординарное творение, заставляющее по-новому взглянуть на суть живописи как искусства. На Кинопоиске мы видим оценку 7.0, а на IMDB и того меньше - 6.5. Это кино уникально тем, что соединяет театр и живопись, при этом получается не какой-то угловатый мутант, а получается... собственно кино. Странный эффект: эксперименты с другими направлениями искусства только усилили кинематографическое начало в этой ленте. Но только мне так кажется? Мнения большинства критиков и простых зрителей указывают на то, что это "проходняк" в творчестве Гринуэя. Попробуем разобраться.



Причины разочарования

Проанализировав негативные рецензии, я не обнаружил каких-то концептуальных претензий. Набор причин для низкой оценки предсказуем и стандартен: "много театральных декораций", "масса незапоминающихся героев", "полное отсутствие смысла" плюс затянутость, натуралистичность некоторых сцен. Аннотация, конечно, еще до просмотра уводит совершенно в другую сторону - она предвещает детектив! "Остросюжетная история расследования политического заговора и зловещего преступления..." и т.д. Такое описание тянет на блокбастер. Неудивительно, что ожидания народа не оправдываются. Настроившие себя на детективную интригу в итоге не получают самое вкусное.

Затянутость (чуть более двух часов - на мой взгляд, адекватный хронометраж для подобного фильма) и натуралистичность - недостатки условные. Кому как.



Что это на самом деле

"Тайны Ночного дозора" - это своеборазный культурологический детектив: отдельно взятая картина ("Выступление стрелковой роты...") рассматрвиается как улика, в которой зашифрована цепочка обвинений и доказательств вины в убийстве Пирса Хасселбурга. Многое в этой цепочке наверняка придумано и додумано самим Гринуэем - он известный выдумщик и мистификатор. Да это и не важно. Интересен сам поход: выполнить стандартную для детектива задачу (найти преступника) с помощью символов и художественных приемов Рембрандта. Это действительно увлекательно и позволяет лучше понимать живопись и проследить ее влияние на кинематограф. Да, много информации, трудно за всеми уследить. У меня остались кое-какие вопросы, например, о мотивах убийства. Я понял, что это как-то связано с визитом Марии Медичи в Голландию и английскими сокровищами. В общем, политика - грязное дело. В такие подробности можно и не вдаваться. Чтобы лучше разобраться в сюжете фильма и символике картины, можно посмотреть документальный фильм "Рембрандт: Я обвиняю" - можно сказать, упрощенный вариант "Тайн Ночного дозора".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments