altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №57 - Лариса Шепитько

Лариса ШЕПИТЬКО


Лариса Шепитько



Лариса Шепитько - ключевой персонаж в проекте. Киношедевры и трагическая судьба сделали ее имя всемирно известным. Сейчас, когда наш проект близится к завершению, могу отметить, что Шепитько - самая яркая звезда среди всех советских женщин-режиссеров, можно даже сказать - олицетворение советской женской кинорежиссуры. Хотя были и те, кто снимал больше и лучше... Если посмотреть на судьбы коллег Шепитько, у всех жизненный и творческий путь был более-менее ровным, без потрясений. Вполне закономерно, что в СССР рано или поздно появилась бы женщина-режиссер, которая показала бы человеческую трагедию не только на экране, но и собственно на своей жизни. Правда, была еще Искра Бабич - главное мое личное открытие в этом проекте, но ее имя незаслуженно забыто - такова прихоть истории. И еще Динара Асанова, притягивавшая к себе людей с плохой кармой. Таким образом, трагическая энергетика Шепитько, Бабич, Асановой дала мощный творческий импульс советской женской кинорежиссуре, потому мы можем говорить о ней как о полноценном культурном явлении. Вот так всё интересно...

Пересказывать биографию Ларисы Ефимовны не буду. Известно, что она сняла 4 п/м фильма, один из которых входит в различные списки лучших фильмов СССР. Перед просмотром этого шедевра я поневоле вспоминал "Иди и смотри" Э.Климова. "Восхождение" и "Иди и смотри" в моем сознании складываются в условную дилогию, у этих работ много общего: оккупированная Белоруссия, ужасы войны, концентрация на внутреннем мире героев, нарушение жанровых канонов и, конечно же, тот факт, что оба фильма сняли муж и жена. От "Восхождения" я ожидал некую "женскую версию" "Иди и смотри", такой же глубокий, но женский взгляд на то же самое пространство смерти.

Лариса Шепитько "Восхождение"

Восхождение (Лариса Шепитько)

По итогам проекта будет подготовлен список лучших фильмов, снятых женщинами-режиссерами. Первое место я до просмотра отдавал "Восхождению" как безусловному шедевру, по мнению многих авторитетных кинокритиков и жж-френдов. Что ж, первое место достанется другому режиссеру. А "Восхождение" меня разочаровало. Согласен с Р.В.Фассбиндером, который увидел в драме Шепитько "идейное манипулирование" и "нравственную фальшь". Слишком очевидны библейские аллюзии (и зачем они нужны??), слишком показушны страдания "Иисуса" и "Иуды", не говоря о том, что некоторые эпизоды мне кажутся совсем не реалистичными. Самые жуткие сцены (пытки, повешение) показаны так, будто нам, зрителям, закрывают глаза ладонью - мол, сейчас будет страшно! Нет, я не фанат натурализма в кино, но в такой военной драме, если режиссер взял курс на честность, то должен быть до конца честным. Я не поверил "Восхождению". Мне показалось, "Восхождение" - попытка угодить определенным зрительским кругам, создать образец советского умного кино для продвинутой зарубежной аудитории. Так всё и вышло. Унижение какое-то... Жаль, "Восхождение" - переоцененный псевдошедевр, ИМХО.

Как говорится, где убыло, там и прибыло. Не врубился я в "Восхождение", зато был глубоко впечатлен не такой раскрученной лентой Шепитько, но ИМХО реальным шедевром - психологической драмой "Крылья" (1966).

Лариса Шепитько "Крылья"

Крылья (Лариса Шепитько)

Вот так, скромно, не думая ни о каких Каннских фестивалях, за 10 лет до славы, Лариса Шепитько сняла один из лучших "женских" фильмов, снятых женщинами, не побоюсь сказать, за всю историю мирового кино. "Крылья" - тонкое, очень честное, эмоционально достоверное кино - то, чего я не увидел в "Восхождении". Таких фильмов было много в 60-е. Мне вспомнились "Короткие встречи" Киры Муратовой.
"Крылья" - история о бывшей летчице, герое войны Надежде Петрухиной (Майя Булгакова).



Надежда переживает что-то типа кризиса среднего возраста, когда человек задумывается о своей жизни. Воинская слава, любовь, молодость - в прошлом, скучное ПТУ - в настоящем. Как жить дальше? И зачем?




Образно выражаясь, героиня ищет новые "крылья", чтобы вновь "подняться в небо" и почувствовать себя счастливой, или свободной - одно и то же. Под "крыльями" понимается что-то новое, вдохновляющее - это может быть любовный роман, свадьба дочери, воспитание студентов. Но скучно всё это... Пятиминутный дождик вызывает у Надежды больше радости.



Надежда Петрухина в прямом смысле обретает крылья, угнав самолет. Может быть, она разобьется, может, благополучно приземлится и получит выговор. Неважно. Жажда свободы оказывается сильнее всех обстоятельств.


Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments