altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №57 - Лариса Шепитько

Лариса ШЕПИТЬКО


Лариса Шепитько



Лариса Шепитько - ключевой персонаж в проекте. Киношедевры и трагическая судьба сделали ее имя всемирно известным. Сейчас, когда наш проект близится к завершению, могу отметить, что Шепитько - самая яркая звезда среди всех советских женщин-режиссеров, можно даже сказать - олицетворение советской женской кинорежиссуры. Хотя были и те, кто снимал больше и лучше... Если посмотреть на судьбы коллег Шепитько, у всех жизненный и творческий путь был более-менее ровным, без потрясений. Вполне закономерно, что в СССР рано или поздно появилась бы женщина-режиссер, которая показала бы человеческую трагедию не только на экране, но и собственно на своей жизни. Правда, была еще Искра Бабич - главное мое личное открытие в этом проекте, но ее имя незаслуженно забыто - такова прихоть истории. И еще Динара Асанова, притягивавшая к себе людей с плохой кармой. Таким образом, трагическая энергетика Шепитько, Бабич, Асановой дала мощный творческий импульс советской женской кинорежиссуре, потому мы можем говорить о ней как о полноценном культурном явлении. Вот так всё интересно...

Пересказывать биографию Ларисы Ефимовны не буду. Известно, что она сняла 4 п/м фильма, один из которых входит в различные списки лучших фильмов СССР. Перед просмотром этого шедевра я поневоле вспоминал "Иди и смотри" Э.Климова. "Восхождение" и "Иди и смотри" в моем сознании складываются в условную дилогию, у этих работ много общего: оккупированная Белоруссия, ужасы войны, концентрация на внутреннем мире героев, нарушение жанровых канонов и, конечно же, тот факт, что оба фильма сняли муж и жена. От "Восхождения" я ожидал некую "женскую версию" "Иди и смотри", такой же глубокий, но женский взгляд на то же самое пространство смерти.

Лариса Шепитько "Восхождение"

Восхождение (Лариса Шепитько)

По итогам проекта будет подготовлен список лучших фильмов, снятых женщинами-режиссерами. Первое место я до просмотра отдавал "Восхождению" как безусловному шедевру, по мнению многих авторитетных кинокритиков и жж-френдов. Что ж, первое место достанется другому режиссеру. А "Восхождение" меня разочаровало. Согласен с Р.В.Фассбиндером, который увидел в драме Шепитько "идейное манипулирование" и "нравственную фальшь". Слишком очевидны библейские аллюзии (и зачем они нужны??), слишком показушны страдания "Иисуса" и "Иуды", не говоря о том, что некоторые эпизоды мне кажутся совсем не реалистичными. Самые жуткие сцены (пытки, повешение) показаны так, будто нам, зрителям, закрывают глаза ладонью - мол, сейчас будет страшно! Нет, я не фанат натурализма в кино, но в такой военной драме, если режиссер взял курс на честность, то должен быть до конца честным. Я не поверил "Восхождению". Мне показалось, "Восхождение" - попытка угодить определенным зрительским кругам, создать образец советского умного кино для продвинутой зарубежной аудитории. Так всё и вышло. Унижение какое-то... Жаль, "Восхождение" - переоцененный псевдошедевр, ИМХО.

Как говорится, где убыло, там и прибыло. Не врубился я в "Восхождение", зато был глубоко впечатлен не такой раскрученной лентой Шепитько, но ИМХО реальным шедевром - психологической драмой "Крылья" (1966).

Лариса Шепитько "Крылья"

Крылья (Лариса Шепитько)

Вот так, скромно, не думая ни о каких Каннских фестивалях, за 10 лет до славы, Лариса Шепитько сняла один из лучших "женских" фильмов, снятых женщинами, не побоюсь сказать, за всю историю мирового кино. "Крылья" - тонкое, очень честное, эмоционально достоверное кино - то, чего я не увидел в "Восхождении". Таких фильмов было много в 60-е. Мне вспомнились "Короткие встречи" Киры Муратовой.
"Крылья" - история о бывшей летчице, герое войны Надежде Петрухиной (Майя Булгакова).



Надежда переживает что-то типа кризиса среднего возраста, когда человек задумывается о своей жизни. Воинская слава, любовь, молодость - в прошлом, скучное ПТУ - в настоящем. Как жить дальше? И зачем?




Образно выражаясь, героиня ищет новые "крылья", чтобы вновь "подняться в небо" и почувствовать себя счастливой, или свободной - одно и то же. Под "крыльями" понимается что-то новое, вдохновляющее - это может быть любовный роман, свадьба дочери, воспитание студентов. Но скучно всё это... Пятиминутный дождик вызывает у Надежды больше радости.



Надежда Петрухина в прямом смысле обретает крылья, угнав самолет. Может быть, она разобьется, может, благополучно приземлится и получит выговор. Неважно. Жажда свободы оказывается сильнее всех обстоятельств.


Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments