altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №55 - Елена Цыплакова

Елена ЦЫПЛАКОВА


Елена Цыплакова



Елена Цыплакова - еще один пример, когда успешная актриса уходит в кинорежиссуру. В 70-80-е она сыграла огромное количество ролей (многие ее помнят в скандальной подростковой драме "Школьный вальс" 1977 года), но близкими ее характеру были лишь единицы. Прежде всего, это роли в фильмах Динары Асановой о самореализации подростков, об их отношениях с родителями - эти проблемы касались Елены Цыплаковой лично. Можно сказать, Динара Кулдашевна стала учителем Цыплаковой в плане режиссуры, хотя в период их сотрудничества Елена была еще школьницей и ни о чем таком не думала. В режиссеры она пошла в конце 80-х во многом из-за проблем со здоровьем: будучи молодой красивой актрисой она сводила с ума мужчин - он простых поклонников до известных актеров, но после неудачной операции актриса располнела и перестала сниматься.

Творческий путь Елены Цыплаковой в качестве кинорежиссера удивителен: от "кино не для всех" 80-х до современных мыльных сериалов для домохозяек. Наверняка в мировом кино есть и более яркие контрасты, но я навскидку не припомню. Режиссерский дебют состоялся в 1988 году - 35-минутная работа "Гражданин убегающий" по сценарию Луцика и Саморядова. Подобный дебют мог бы внушить уважение, если бы не верхняя часть фильмографии режиссера, в которой вызывает недоумение присутствие "Кармелиты"!

Елена Цыплакова "Гражданин убегающий"


"Гражданин убегающий" долгое время оставался пробелом для тех, кто коллекционирует фильмы, к которым так или иначе причастны Луцик/Саморядов. В конце прошлого года благодаря френду shotlandez фильм стал доступен для скачивания и вскоре появился на Рутрекере. Первую ленту Цыплаковой нельзя назвать сверхудачной и в число лучших луцико-саморядовских, пожалуй, не входит, но необходимый минимум в ней присутствует - атмосфера всеобщего упадка, стремление к отчужденности переданы хорошо.

Гражданин убегающий (Елена Цыплакова)

Гражданин убегающий (Елена Цыплакова)

Первая полнометражная работа Цыплаковой - "Камышовый рай" (1989).

Елена Цыплакова "Камышовый рай"


Камышовый рай (Елена Цыплакова)

Фильм - продукт эпохи Гласности. Еще лет пять назад цензура не пропустила бы на экраны столь шокирующую историю о реальном явлении. Как известно, советские власти замалчивали многие проблемы, которых как бы не было. Одна из таких "болевых точек" советской действительности - нелегальные трудовые лагеря, куда попадали разного рода неудачники - бомжи, беглые зэки, маргиналы - и становились фактически рабами, дешевой рабочей силой. Главный герой фильма - один из таких неудачников, Кеша, безработный интеллигент.



Кеша отправляется на заработки в Казахстан, рубить камыш.



По приезду выясняется, что заработки здесь не светят. Зато светят работа с утра до вечера без выходных, жалкие пайки, побои, плохие бытовые условия - это и есть "Камышовый рай", трудовой концлагерь в казахстанской степи, организованный местной мафией.







Рабам приходится терпеть физические наказания и унижения.





Когда терпения кончается, Кеша с товарищами устраивают позднесоветский вариант "побега из шоушенка".



Но степь большая, куда идти - неизвестно. Фильм заканчивается почти как в "Достучаться до небес".



Кто-то говорит, что женщина-режиссер Цыплакова сняла совсем не женский фильм - жестокий, натуралистичный, как говорится, не для слабонервных. Я не согласен. Мне кажется, Елена Октябревна смягчила все острые моменты, из-за чего фильм проиграл в реалистичности. Жаль, могла был получиться мощная психологическая драма о терпении и освобождении. Вместо этого Цыплакова пошла на компромисс с широкой аудиторией, чтобы не испугать особо впечатлительных зрителей. В результате, "Камышовый рай", хоть и связан с реальными событиями, кажется выдуманной историей.

Никаких претензий нет к следующей работе Елены Цыплаковой - "На тебя уповаю" (1992) - вот действительно сильная психологическая драма, опровергающая мнение о том, 90-е годы в России - период кризиса в кино. "На тебя уповаю" - маленький шедевр, пускай единственный, но всё же настоящий режиссерский успех Цыплаковой. К сожалению, фильм не соответствует условиям нашего проекта - а так хотелось о нем написать. Что ж, как-нибудь в другой раз...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments