altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №52 - Мария Федорова

Мария ФЕДОРОВА


Мария Федорова


Мария Николаевна Федорова снимала типичные для конца 50-х - начала 60-х морализаторские киноленты, утверждающие советскую систему ценностей, с ярко выраженными положительными и отрицательными героями. Сейчас эти фильмы имеют скорее культурологическую, нежели художественную ценность: благодаря им мы можем узнать, какие люди в тогдашнем советском обществе считались хорошими и плохими. С хорошими всё понятно: это честные, сознательные, трудолюбивые граждане разного возраста и пола. А вот с плохими получается интересная ситуация: в разных фильмах Мария Федорова изображает в равной степени жуткими антигероями самоуверенного школьника и матерого бандита, таким образом она стрижет под одну гребенку маленького мальчика, который в силу своего малого возраста не успел впитать нормы поведения, и реально опасного мужика, который и убить может. Вот такая советская мораль...

С этой точки зрения все фильмы (за исключением недоступных - про них ничего сказать не могу) Марии Федоровой одинаковы. Истории разные, но моральные конструкции выстраиваются одни и те же. "Вопросы воспитания и становления характера – главная проблематика ее творчества" - написано о режиссера в одном справочнике. В общем, и добавить нечего.

Если выделять какую-то работу из фильмографии Марии Федоровой, назову следующую:

Мария Федорова "Призвание" (1957)


Призвание (Мария Федорова)

Главный герой - музыкально одаренный мальчик Алеша, чьи родители погибли на войне. Но по нему не скажешь, что мальчик пережил психологическую травму. Алеша - просто идеальный ребенок: послушный, вежливый, спокойный, хорошо учиться и отлично играет на гармошке и пианино.

Призвание (Мария Федорова)

Алеша - советский биоробот, которому чужды внутренние терзания: он планомерно движется к успеху, он легко обучаем, он всегда всё делает правильно и никогда не ошибается.

Призвание (Мария Федорова)

Единственный, кто может остановить эту махину - его товарищ Боря, похожий на Мальчиша-Плохиша - тот самый мальчик, который попал в одну компанию с бандитом.



Ну как еще может выглядеть советский "плохой мальчик"? В отличие от Алеши, Боря не так совершенен, и преподаватели музыкальной школы отдают предпочтение первому. Не выдержав конкуренции, Боря обижает Алешу, биоробот дает сбой и отправляется гулять по улицам Москвы.



Затем появляются добрые дяденьки: они наказывают "плохого мальчика", который в глазах зрителя выглядит махровым вредителем, и восстанавливают функциональность биоробота. В конце Алеша солирует в оркестре на очень важном концерте и имеет оглушительный успех. Миссия выполнена.

Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments