altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №51

Инна ТУМАНЯН


Инна Туманян



Инна Суреновна Туманян - российский режиссер армянского происхождения. Инна Туманян, в отличие от многих других коллег женского пола, имела свой "почерк", не боялась экспериментировать (в основном, удачно), правда, снимала редко (5 п/м фильмов за 20 лет), и, возможно, из-за слишком короткой фильмографии ее имя не упоминается в числе представительниц советского авторского кино (Муратова, Асанова, Шепитько, Манасарова и др.). Возможно, из-за того, что прославивший ее фильм совсем не авторский, а вполне общезрительский - "Когда я стану великаном" (1978). А еще больше "Великан" прославил 15-летнего актера Михаила Ефремова, чья карьера после роли Пети Копейкина стремительно пошла ввысь. Мне фильм не понравился, он из разряда ностальгических, культовых - но только для одного поколения, к которому я не принадлежу. Мне гораздо ближе другие фильмы И.Туманян, о которых сейчас уже почти и не помнят...

С самого начала своей режиссерской карьеры Инну Туманян тянуло на что-то необычное, нестандартное. В 1968 году она поучаствовала в скандальной мелодраме Михаила Калика "Любить", для которой И.Туманян сняла документальные эпизоды, в том числе, интервью со священником Александром Менем. Перескочим через 20 лет.

В 1988 году Инна Суреновна снимает очень необычный фильм - "Комментарий к прошению о помиловании". Депутат Моссовета пойман на взятке, его ждет тюремное заключение. Следователь предоставил герою возможность провести один день на свободе, чтобы уладить формальности. Что чувствует человек, знающий, что завтра он сядет в тюрьму надолго? Куда он пойдет? С кем захочет повидаться?



В течение двух часов мы видим как человек совершает экзистенциальное путешествие по улицам Москвы с потерянным лицом, как будто предчувствуя неизбежную катастрофу - как своей жизни, так и жизни народа. "Комментарий к прошению о помиловании" хорошо подходит под определение "перестроечный фильм". Ощущение исторического и культурного слома передается достаточно реалистично. Проблема в том, что в конце 80-х таких фильмов было много. Были лучше и зрелищнее, и более жуткие... Неудивительно, что монотонная (или медитативная) работа И.Туманян осталась незамеченной.

"Соучастники" (1983) - еще одно нетипичное советское кино, психологическая драма о привязанности следователя и преступника, который с детства кочует по колониям и тюрьмам. Фильм поднимает конкретную социальную проблему: адаптация бывших заключенных в обществе. К сожалению, развитие социальной проблематики в ущерб психологизму несколько снижает ценность фильма, и в конце мы получаем "социализированный" хэппи-энд. Здесь, на мой взгляд, Инне Туманян не хватило решимости, чтобы раскрутить тему внутренних переживаний героев - но в этом случае напрашивается трагический конец... Что ж, таков выбор автора.

"Комментарий к прошению о помиловании" и "Соучастники" - маленькие забытые жемчужинки советского кино. Таковой является и лента "Пятнадцатая весна" (1971).

Пятнадцатая весна (Инна Туманян)

Фильм делится на две части: детство героев незадолго до начала Великой Отечественной войны и быстрое взросление в условиях немецкой оккупации. В первой части мы видим, как мальчик и девочка встречаются, влюбляются и беззаботно проводят время.





Здесь впервые снялась в кино совсем мелкая Татьяна Друбич. Через несколько лет фильм посмотрит Владимир Соловьев и позовет актрису в "Сто дней после детства".



Цветные кадры сменяются черно-белыми. Можно подумать, что это такой художественный прием: мол, таким образом подчеркивается резкий переход в жизни героев - от "разноцветного" детства в "черно-белую" войну. На самом деле, часть пленки была по ошибке проявлена в Ч/Б.





Внезапно нарушает идиллию закадровый голос: "От советского Информбюро..." Началась война.



Далее мы видим совсем другое кино - о партизанах, разведчиках, о несовершеннолетних бойцах. В центре внимания - 15-летний Саша, помогающий партизанам. Вырванный из идиллии, Саша быстро адаптируется к военным условиям, но до своего 16-летия не доживает.



"Пятнадцатая весна" - один из лучших фильмов о детях на войн. Фильм эмоционально и сюжетно лаконичный, с оригинальной композицией, без пафоса, столь характерного для большинства советских военных драм. Настолько гладкое впечатление, что хочется закрыть глаза на сюжетные нестыковки, например: почему и куда исчезла Таня Друбич после первой части? И входит ли она в число тех героев, кому посвящена эта лента?

Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments