altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №50 - Наталья Трощенко

Наталья ТРОЩЕНКО


Наталья Трощенко



Наталья Трощенко - ровный режиссер. Все ее работы примерно одного уровня - "выше среднего". Хотя некоторые ее фильмы имели шанс стать Классикой с большой буквы, но... чего-то им не хватало. Динамики, смелости, мастерства - всего по чуть-чуть. Вот, например, "Сошедшие с небес" (1986) - самый известный и заметный фильм Н.Трощенко по повести Алексея Каплера. Необычный для советского кино сюжетный прием - альтернативный вариант развития событий: что было бы если... Как жили бы герои Абдулова и Глаголевой, если бы они не погибли на войне? Фильм в свое время произвел сильное впечатление на зрителей и до сих пор многих удивляет. Но при беспристрастной оценке становятся видны обидные недочеты во всём: в монтаже, в интонациях, в деталях и т.д. Разве что к актерам претензий нет.
Всё вышесказанное можно отнести к любому фильму Натальи Владимировны Трощенко.

Нельзя не отметить заслугу режиссера - она по-новому раскрыла известного актера Георгия Буркова. В основном, Буркову доставались роли проходимцев, пьяниц, потому в массовом сознании закрепился стереотип о том, что его актерский талант ограничен "алкогольным" амплуа. Благодаря Н.Трощенко (а также Ю.Озерову в эпопее "Освобождение") Бурков стал героем войны, сохранив свой природный характер простака-добряка. Есть мнение, что у Трощенко Георгий Бурков сыграл лучшие свои роли: "Кадкина знает всякий" (1976) и "Пани Мария" (1979).

Пани Мария (Наталья Трощенко)
кадр из х/ф "Пани Мария"

Тем, кого интересует авиационная тематика в кино, советую обратить внимание на вполне достойные ленты "Разрешите взлет" (1973) и "Воздухоплаватель" (1975). "Разрешите взлет" - с Анатолием Папановым в роли стареющего пилота малой авиации. "Воздухоплаватели" - об авиаторах начала прошлого века, среди которых оказался легендарный русский борец Иван Заикин. В фильме использовались старые модели, которые реально взлетали и даже разбивались без всяких спецэффектов!

Воздухоплаватели (Наталья Трощенко)

Одна из лучших работ Натальи Трощенко - "О тех, кого помню и люблю" (1975)

О тех, кого помню и люблю (Наталья Трощенко)

Фильм немного недооценен и подзабыт из-за того, что оказался в тени у шедевра - "А зори здесь тихие..." (1972). В обеих лентах раскрывается тема "женщины на войне" и раскрывается трагически. И Ростоцкий, и Трощенко показывают беспощадность войны к солдатам-женщинам. У Натальи Трощенко и в других фильмах женщины погибают удивительно часто: в "Воздухоплавателе" (авиакатастрофа), в "Трассе" (автомобильная авария), в "Сошедших с небес" (расстрел фашистами). В "О тех, кого помню и люблю" жертв еще больше... Откуда такое стремление режиссера завершать "женские" истории летальным исходом? Могу предположить, что Наталья Владимировна таким образом пыталась восстановить справедливость, мол, в разные времена женщины страдали не меньше мужчин, тогда как трагическими героями в историях становятся чаще всего мужчины.





Итак, женщины на войне. Этот фильм о саперном женском батальоне, набранном в начале войны из добровольцев. Вот такими девушки пришли в армию:





Вот так они преобразились на службе:





Во главе батальона поставили старшего лейтенанта Васильева (Валерий Золотухин) - "коллегу" старшины Васкова из "Зорей".



На войне находится время и для романтики - обязательный атрибут военного фильма о женщинах.



Основанная на реальных событиях, лента "О тех, кого помню и люблю" показывает с необычной стороны события Великой Отечественной войны. Фильм, к сожалению, не шедевр, но мог бы им стать. И дело не в "конкуренте" Ростоцкого, а в том, что Наталье Трощенко, видимо, не хватило режиссерских амбиций, чтобы сделать такую же проникновенную военную драму.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments