altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №50 - Наталья Трощенко

Наталья ТРОЩЕНКО


Наталья Трощенко



Наталья Трощенко - ровный режиссер. Все ее работы примерно одного уровня - "выше среднего". Хотя некоторые ее фильмы имели шанс стать Классикой с большой буквы, но... чего-то им не хватало. Динамики, смелости, мастерства - всего по чуть-чуть. Вот, например, "Сошедшие с небес" (1986) - самый известный и заметный фильм Н.Трощенко по повести Алексея Каплера. Необычный для советского кино сюжетный прием - альтернативный вариант развития событий: что было бы если... Как жили бы герои Абдулова и Глаголевой, если бы они не погибли на войне? Фильм в свое время произвел сильное впечатление на зрителей и до сих пор многих удивляет. Но при беспристрастной оценке становятся видны обидные недочеты во всём: в монтаже, в интонациях, в деталях и т.д. Разве что к актерам претензий нет.
Всё вышесказанное можно отнести к любому фильму Натальи Владимировны Трощенко.

Нельзя не отметить заслугу режиссера - она по-новому раскрыла известного актера Георгия Буркова. В основном, Буркову доставались роли проходимцев, пьяниц, потому в массовом сознании закрепился стереотип о том, что его актерский талант ограничен "алкогольным" амплуа. Благодаря Н.Трощенко (а также Ю.Озерову в эпопее "Освобождение") Бурков стал героем войны, сохранив свой природный характер простака-добряка. Есть мнение, что у Трощенко Георгий Бурков сыграл лучшие свои роли: "Кадкина знает всякий" (1976) и "Пани Мария" (1979).

Пани Мария (Наталья Трощенко)
кадр из х/ф "Пани Мария"

Тем, кого интересует авиационная тематика в кино, советую обратить внимание на вполне достойные ленты "Разрешите взлет" (1973) и "Воздухоплаватель" (1975). "Разрешите взлет" - с Анатолием Папановым в роли стареющего пилота малой авиации. "Воздухоплаватели" - об авиаторах начала прошлого века, среди которых оказался легендарный русский борец Иван Заикин. В фильме использовались старые модели, которые реально взлетали и даже разбивались без всяких спецэффектов!

Воздухоплаватели (Наталья Трощенко)

Одна из лучших работ Натальи Трощенко - "О тех, кого помню и люблю" (1975)

О тех, кого помню и люблю (Наталья Трощенко)

Фильм немного недооценен и подзабыт из-за того, что оказался в тени у шедевра - "А зори здесь тихие..." (1972). В обеих лентах раскрывается тема "женщины на войне" и раскрывается трагически. И Ростоцкий, и Трощенко показывают беспощадность войны к солдатам-женщинам. У Натальи Трощенко и в других фильмах женщины погибают удивительно часто: в "Воздухоплавателе" (авиакатастрофа), в "Трассе" (автомобильная авария), в "Сошедших с небес" (расстрел фашистами). В "О тех, кого помню и люблю" жертв еще больше... Откуда такое стремление режиссера завершать "женские" истории летальным исходом? Могу предположить, что Наталья Владимировна таким образом пыталась восстановить справедливость, мол, в разные времена женщины страдали не меньше мужчин, тогда как трагическими героями в историях становятся чаще всего мужчины.





Итак, женщины на войне. Этот фильм о саперном женском батальоне, набранном в начале войны из добровольцев. Вот такими девушки пришли в армию:





Вот так они преобразились на службе:





Во главе батальона поставили старшего лейтенанта Васильева (Валерий Золотухин) - "коллегу" старшины Васкова из "Зорей".



На войне находится время и для романтики - обязательный атрибут военного фильма о женщинах.



Основанная на реальных событиях, лента "О тех, кого помню и люблю" показывает с необычной стороны события Великой Отечественной войны. Фильм, к сожалению, не шедевр, но мог бы им стать. И дело не в "конкуренте" Ростоцкого, а в том, что Наталье Трощенко, видимо, не хватило режиссерских амбиций, чтобы сделать такую же проникновенную военную драму.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments