altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №47 - Алла Сурикова

Алла СУРИКОВА


Алла Сурикова



Испокон веков в советском развлекательном кино правили режиссеры-мужчины. В 80-е годы в компанию мужиков затесалась женщина. Нагло растолкав мэтров локтями, она забралась на вершину комедийного жанра и продержалась на ней вплоть до окончания киноэпохи. Восхождение звезды Аллы Суриковой пришлось на 80-е: в это время она создает всенародно любимые фильмы с Андреем Мироновым - романтическую комедию "Будьте моим мужем" (1981) и, конечно же, суперхитовый вестерн "Человек с бульвара Капуцинов" (1987).



Еще был один из самых лучших и стильных советских кинодетективов "Ищите женщину" (1982). А в 70-е именно Алла Сурикова придумала "Фитиль" для детей - вскоре появился "Ералаш". Кто еще из женщин-режиссеров оказал такое серьезное влияние на отечественный кинематограф?

Аллу Сурикову можно назвать женским аналогом Эльдара Рязанова. Их творческие пути чем-то похожие. В советскую эпоху оба снимали блистательные развлекательные ленты, которые и через 100 лет будут показывать по телевидению (или что там будет вместо него в будущем). Но после развала Союза художественный уровень их фильмов резко падает, и падает всё ниже по сей день. Правда, Эльдар Саныч частично реабилитировался хорошим "Андерсеном". Падение же Аллы Ильиничны выглядит более ужасающим. С начала 90-х она снимает удивительно глупые комедии со слабым сюжетом и, мягко выражаясь, негениальной игрой актеров. Порой Сурикова эпатирует своими трэшевыми произведениями - это "О любви в любую погоду" (2004) и особенно "Человек с бульвара КапуциноК" (2009). Изредка случаются еле различимые проблески - "Дети понедельника" (1997) и "Вы не оставите меня" (2006). Зная, что Алла Сурикова сама продюссирует свои фильмы, можно предположить: ей самой всё это нравится! Что ж, и такое кино имеет право на существование...

Алла Сурикова "Ищите женщину"

Если обратиться к "золотому фонду" Аллы Суриковой, то мой фаворит - это "Ищите женщину". Скажу больше, "Ищите женщину" - на мой взгляд, совершенный фильм, причем, сразу в двух жанрах - детектива и комедии.

Ищите женщину (Алла Сурикова)

Комедии с Андреем Мироновым тоже очень хороши, но ничего нового рассказать про них невозможно. В "Ищите женщину", по крайней мере, можно подчеркнуть несколько особенностей, сближающих фильм Суриковой с лучшими образцами детективного жанра мирового кино.

Ищите женщину (Алла Сурикова)

Во-первых, безупречная работа актеров. Особенно это касается дуэта Чиаурели - Куравлев.

Ищите женщину (Алла Сурикова)



Действие происходит в ограниченном пространстве. В течение двух серий зритель наблюдает только за персонажами. Понятно, что для успеха ленты абсолютно все герои должны быть выписаны идеально. Режиссер справляется с этой задачей: образы действительно запоминаются.



Во-вторых, эффект нуара. Зарубежный детектив чаще всего ассоциируется с жанром "нуар". Алла Сурикова, играя с освещением, в кульминационных эпизодах создает атмосферу мрачности, легкой мистики, с ощущением смертельной опасности, резко меняя восприятие зрителя с легкомысленно-комедийного на тревожно-ожидательное, проще говоря - нагнетает саспенс.





От смеха до страха и обратно в течение одного фильма - это ли не признак шедевра...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments