altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №44

Юлия СОЛНЦЕВА


Юлия Солнцева



Эту женщину можно назвать легендарной фигурой в истории "старого" советского кино. Юлия Солнцева - единомышленница, верная помощница и по совместительству жена выдающегося советского мастера кино Александра Довженко. После смерти Довженко Юлия Солнцева продолжила развивать его творческие методы и снимать собственные фильмы по его сценариям. Это уже были конец 50-х - начало 60-х, а более 30 лет назад "Юлечка Ипполитовна" прославилась как актриса-звезда немого кино. Самые известные ее роли - Аэлита в одноименном фильме Протазанова (1924 г.) и Папиросница, которая от Моссельпрома (фильм Юрия Желябужского 1924 года). Молодая (на момент славы ей не было 25 лет) актриса-красавица быстро стала своей в столичной интеллектуальной элите, дружила с поэтами, в том числе, с Маяковским. Но самая главная встреча в жизни Юлии Солнцевой произошла в 1928 году в Одессе, где ее заметил Довженко... Вскоре актриса превратилась в режиссера.

Стиль Юлии Солнцевой - это прежде всего стиль Александра Довженко, который работал с жанром кинопоэмы. Кинопоэмы Довженко и Солнцевой - это соединение кино и поэзии, это возвышенный стиль повествования о подвигах (военных или трудовых) советских людей. Кому-то такое кино покажется наивным, даже примитивным, а идеологический пафос вызовет отторжение. Чтобы не было ложных негативных впечатлений, нужно правильно воспринимать такое кино, понимать, по каким принципам оно строится. При правильной "настройке" на просмотр фильмов Довженко/Солнцевой нам откроется своего рода социалистическое фэнтэзи - авторский киномир, населенный мифическими существами: верховными богами (чьи имена всуе не упоминаются, но всем известны), божествами второго уровня (героями войны и труда), полубогами, ангелами и ангелочками. Например, в фильме "Поэма о море" одного персонажа так и называют - Бог Гидромеханизации! Наблюдать за жизнью этих фантастических существ, за их радостями и бедами, интересно и забавно. О социалистической идеологии как-то забываешь...

Поэма о море(Юлия Солнцева)
кадр из фильма Ю.Солнцевой "Поэма о море" (1958)

После смерти Довженко Юлия Солнцева экранизирует его сценарии, главной темой которых является освобождение украинских территорий от фашистов в период войны: "Повесть пламенных лет" (1960), "Зачарованная Десна" (1965), "Незабываемое" (1968). Это всё кинопоэмы. В отличие от мирной "Поэмы о море", о том, как мифологические божества покоряют природу, расширяя русло реки Днепр, последующая трилогия показывает нам жестокую войну богов с невидимыми хтоническими монстрами (фашистами). Невидимыми - потому что мы их почти не видим, авторы 95% действия концентрируют на подвигах "наших" богов. Этот приём понятен и логичен - чем страшнее испытания, тем возвышеннее победа, а это лишний повод показать богов во всей красе.

Повесть пламенных лет (Юлия Солнцева)
кадр из фильма "Повесть пламенных лет"

Из трилогии самым захватывающим, эмоционально насыщенным и более приближенным к реальности является фильм "Незабываемое".

Незабываемое (Юлия Солнцева)

А.Довженко (в сценарии) и Ю.Солнцева выбирают смелую композицию, соответствующую известной русской пословице. Начинают за здравие...



... а кончают за упокой.



На обоих кадрах одна и та же героиня.
В фильме хватает ужастиков, возможно, их чересчур много для кинопоэмы. Нашим божествам здесь приходится несладко. Аллюзию расшифровывать не требуется.





Фашисты в фильме изображены не такими уж и монструозными.



Немецкие солдаты и офицеры - всего лишь исполнители воли некой сверхъестественной силы, которую мы не видим, но чье присутствие ощущаем в фильме. Авторы используют прием чередование цветных и черно-белых эпизодов. Ч/Б кадры передают эффект присутствия той самой дьявольской силы. Отличный способ эмоционального воздействия на зрителей! Вот девушка всматривается в даль и видит нечто, что нам, слабонервным зрителям, лучше не видеть.



Враг отброшен, победа не за горами. Мы видим в цвете ту же девушку, самоутверждающуюся в качестве Богини-победительницы. Камера смотрит снизу вверх.



"Незабываемое" - далеко не самая лучшая военная драма, зато уникальный образец кинопоэмы: мифилогический мир в ней показан в самых жестоких условиях, в которых борьбу за выживание ведут не люди - боги! Не нужно рассматривать произведения Юлии Солнцевой как фильмы о Великой Отечественной войне - это событие послужило содержательной основой для реализации авторского мира А. Довженко руками его жены и верной соратницы. Ну так совпало, что период жизни Александра Петровича выпал на советскую эпоху, потому его "вселенную" населяют типичные советские образы. Многие ошибочно принимают его подход за идеологическую пропаганду. Но, как мне кажется, творчество Довженко/Солнцевой имеет гораздо бОльшую ценность.
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments