altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №43

Инесса СЕЛЕЗНЕВА


Инесса Селезнева



Творчество Инессы Селезневой пробудило во мне интерес к такому термину из советской культурологии, как "теория бесконфликтности". Фильмы Селезневой, пожалуй, не соответствуют в полной мере контексту, в рамках которого развивалась "теория бесконфликтности", но данное выражение, встреченное мною в одном из зрительских отзывов, очень точно характеризует режиссерский метод Инессы Сергеевны. Все ее киноистории внешне вроде бы актуальны, злободневны, порой кажется - вот-вот автор разоблачить какой-нибудь общественный порок.

Однако за оболочкой якобы остросоциальной проблематики обнаруживается бытовое болото, в котором вязнут любые конфликты. А ведь именно конфликт - основа интересной драматической истории. Пускай это будет классовый конфликт, в лучших традициях соцреализма - если закрыть глаза на идеологический пафос, можно получить удовольствие от динамики и драматизма борьбы советского человека за светлое будущее. Но в творчестве Инессы Селезневой даже этого нет: мы видим решительный отказ исследовать реальную жизнь реальных (советских) людей, отказ разобраться в какой-либо проблеме (личной или общественной). Вот и получается усредненное советское кино "ни о чем".

Примечательно, что и названия кинолент Инессы Селезневой, как будто назло думающим зрителям (или режиссер полагала, что в Советском Союзе таких не бывает в принципе?), в основном, банальные и незапоминающиеся, как и сами фильмы: Путь к себе, Осенняя история, Вот такая история, Всем - спасибо. Попробуйте догадаться, о чем эти фильмы? Я уже сам забыл... Единственное яркое название - "Воспитание жестокости у женщин и собак", между прочим, самый известный и лучший фильм Инессы Селезневой, правда, снятый уже в 90-е годы, поэтому мы его не рассматриваем.

Из десятка одинаково унылых и почти ничем не запоминающихся лент И.Селезневой наименее унылой и чуть более других запоминающейся является "Осеняя история" (1979).

Осеняя история (Инесса Селезнева)

Так как "история" "осеняя", в кадре полагается изобразить осень.



"Осенюю историю" можно отнести к категории советских фильмов о школе.



Драма с элементами педагогического детектива - вот такая экзотика в советском кино. Директору школы пришло указание взять в коллектив молодого педагога. Но чтобы взять нового человека, кем-то необходимо пожертвовать. Посредством хитроумных интриг директор вынуждает уйти на пенсию Ольгу Денисовну - самую заслуженную и любимую учениками учительницу литературы и русского языка. Вместо нее пред детьми является непонятно кто, сыгранный Станиславом Садальским.



Об этой несправедливости узнает начинающий журналист, который берется распутать этот морально-этический клубок и вернуть Ольгу Денисовну в школу.



Детективные элементы с разоблачением антигероя (им оказался вовсе не директор школы) не дают заскучать во время просмотра. Смысл же истории остается размытым, непонятным. Главная идея звучит примерно так: будьте порядочными, уважайте старших. Очень оригинально! Режиссер робко пытается развить любовную линию, а также мотив отношений родителей и детей, не говоря уже о внутренней драме главного героя, переживающего переоценку жизненных ценностей. В общем, самые сложные и потенциально интересные идеи быстренько затухаются автором - ведь это же всё "конфликты"! Ой как страшно! Нет, у нас "в Багдаде всё спокойно"...
Tags: Женщины-режиссеры СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments